«Музыкальное творчество и вера». Нина Резник, Кирилл Розанов, Ирина Сурина - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музыкальное творчество и вера». Нина Резник, Кирилл Розанов, Ирина Сурина

* Поделиться

У нас в гостях были участники музыкального коллектива «Кукубаритон»: солистка Нина Резник и художественный руководитель, ударник Кирилл Розанов и солистка группы «Кукуруза» Ирина Сурина.

Мы говорили с нашими гостями об их музыкальном творчестве и новых проектах, об особенностях выступлений в монастырях и хосписах, а также о том, как через пение можно говорить о духовном.

Ведущая: Алла Митрофанова


А. Митрофанова:

— Светлый вечер" на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие друзья, я Алла Митрофанова и, конечно, для меня огромная радость вести сегодняшнюю программу в преддверии «Светлого концерта» 21 октября в «Крокус Сити Холле» в Москве будет уже второй большой концерт друзей Радио ВЕРА, где на сцену выйдут прекрасные музыканты, а в зале будут наши слушатели. Кто имеет возможность, кто живет в Москве или приедет в Москву, приходите обязательно и это такая будет встреча, которые, мне кажется, в наше время нам сейчас очень важны, напомнить друг другу, что такое дружба, что такое любовь, что такое быть вместе, что такое обниматься, встречаться, учиться быть человеком. В нашей студии сегодня люди, которые уникальную атмосферу всегда создают у себя на площадке во время своих концертов и у нас в студии когда появляются, это Нина Резник, солистка музыкального коллектива «Кукушкин баритон», Кирилл Розанов, художественный руководитель и ударник «Кукушкина баритона», здравствуйте.

К. Розанов:

— Добрый вечер.

А. Митрофанова:

— Ирина Сурина, солистка группы «Кукуруза». Ирина, вы впервые у нас?

И. Сурина:

— Да, у вас именно впервые.

А. Митрофанова:

— На Радио ВЕРА вы впервые, сегодня будет знакомство и вас с нашими слушателями, и слушателей с вами, по-моему, это очень здорово и слышала, как вы вместе с Ниной дуэтом исполняете потрясающие песни — дух захватывает, спасибо вам огромное за то, что вы делаете, вы дарите радость. Умножение радости сейчас — это, по-моему, какая-то задача такая из серии, как сказать...сродни стяжанию Святого Духа, вот примерно так, поэтому спасибо вам огромное за ваш удивительный вклад, за то, что помогаете всем нам помнить о самом главном — о любви, о радости, о вере и о надежде, конечно, тоже. Слежу за «Кукушкиным барионом» по социальным сетям, знаю, что у вас множество сейчас и концертов, и выступлений, не сольных, но где вы присутствуете в качестве гостей и одно из таких важных направлений место, куда вы сейчас регулярно приезжаете, собираете средства, чтобы туда поехать, как я понимаю, это хоспис, хосписные концерты вы даете. Нина, расскажите буквально в нескольких словах, что это такое для вас, ведь это особое пространство, скажем прямо, и многие, кто выступает в хосписах, говорят, что это требует особой внимательности со стороны артистов.

Н. Резник

— Я согласна, да, что внимательность нужна, но сразу хочу сказать, что для нас поездки в хосписы это не какой-то подвиг или не что-то такое, что мы преодолеваем, это мы делаем не в качестве жертвы, а потому что нам просто нравится. Так получилось, что наша знакомая предложила нам когда-то, это было в 2017 году, то есть почти пять лет назад, предложила впервые поехать в хоспис и сказала: «Ничего не бойтесь, там позитивно». Мы очень удивились, но мы ей поверили и действительно, когда мы туда первый раз приехали, не было никакого гнетущего состояния, атмосферы, волонтеры фонда «Вера» прекрасно работали, создавали эту замечательную, душевную теплую домашнюю атмосферу и с этого все и пошло, нам полюбились эти выезды наши ежемесячные, потому что, во-первых, мы чувствуем себя нужными, мы чувствуем эту обратную реакцию, даже если люди, которые там, в хосписе этом живут и являются пациентами, даже если они лежачие, даже если они почти не реагируют, все равно мы эту реакцию чувствуем, они каким-то образом все равно нам ее передают, кто-то пишет на бумажке «спасибо», кто-то руку поднимает и так далее, ну не всегда есть лежачие, бывает такое, что люди просто приезжают туда подлечиться и возвращаются домой, такими наездами, то есть это в принципе смешанная такая публика, и всегда очень тепло нас встречают, и мы тоже как-то так там расслабляемся, честно говоря, душевно, несмотря ни на что, несмотря на то что место такое особенное, но все равно как-то там действительно позитивно. И мы взялись ездить туда где-то раз в месяц, раз в полтора, до пандемии точно это было где-то раз в месяц, во время пандемии все закончилось, сейчас мы начинаем возобновлять наши туда поездки. Второй аспект — это мы там показываем новые песни.

А. Митрофанова:

— Ах, вот как!

Н. Резник

— Да, потому что особая атмосфера и там сразу видно, какая реакция на песню, там все по-честному должно быть, и если песня нравится, то она нравится. Так что мы обкатываем на этой площадке наши новые песни и очень довольно приятно.

А. Митрофанова:

— Я думаю, что ваши зрители вам благодарны за то, что так доверяете их вкусу, их восприятию, а восприятие действительно, я думаю, что и в хосписах, и в паллиативных отделениях больниц, оно все-таки такое, обостренное, наверное, потому что люди проживают одномоментно гораздо больше, чем такие простые, расслабленные, скажем так, живущие своей обычной жизнью.

Н. Резник

— Да, там концентрация высокая, конечно, духовной и душевной жизни. Но мы играем не только для пациентов, но и для волонтеров, и для медперсонала, то есть люди, когда выпадает минуточка, они обязательно приходят, послушают, дальше идут по делам, но все равно это приятно, они нас благодарят. Вы знаете, еще в хосписах что интересно: у них есть большой холл на первом этаже, там очень красиво, волонтеры украшают его прекрасно и красивые цветы ставят, библиотечку там организуют, в общем, все очень довольно красиво и просто реально такая душевная домашняя обстановка, мы туда приезжаем, как домой, на самом деле, странно это слушать, но действительно, мы с удовольствием туда ездим. Но единственное что, мы с Кириллом Петровичем Розановым, который сегодня здесь присутствует, недавно пришли к мнению, что все-таки забирает, конечно, энергетически и душевно сил, мы в последнее время стали это чувствовать и решили сейчас чуть-чуть пореже ездить, чтобы мочь все-таки отдать нужное количества тепла.

А. Митрофанова:

— Накопить.

Н. Резник

— Да, может быть, дело во времени, в сегодняшнем дне.

А. Митрофанова:

— Да, это тоже возможно. Кирилл, я так понимаю, для вас тоже эти поездки важны, и тоже вот такая полная самоотдача происходит?

К. Розанов:

— Насчет самоотдачи любой концерт — это самоотдача, но там мы действительно обкатываем новые песни и обкатываем новое оборудование, там такая есть возможность спокойно отстроить звук, никто нас не торопит, звукорежиссер свой приезжает, так что тихо-спокойно делаем свое дело и всем хорошо, и нам, и пациентам, и персоналу.

А. Митрофанова:

— В сотрудничестве с Ириной бывали вы там в хосписах, нет, или для вас это пока?..

И. Сурина:

— Нет, мне писали с этого хосписа, я так понимаю, что с подачи Нины, но я пока не готова чисто морально, потому что это действительно для меня такая история, что боюсь просто расплакаться, потому что я чрезмерно через себя все это пропускаю и тем более что у меня есть опыт посещения хосписа, друзья когда уходили, поэтому пока не готова, честно говорю. Это действительно, я поражаюсь ребятам, надо какие-то нервы-стальные канаты иметь, чтобы уметь улыбаться тогда, когда ты понимаешь, что человек перед тобой, может быть, и не выйдет отсюда уже никогда, поэтому ребята действительно герои в моих глазах.

А. Митрофанова:

— Согласна с вами. А сегодня в рамках нашего разговора будет, конечно, музыка, обязательно, будут звучать ваши песни чудесные, очень светлые и с чего бы вы хотели начать, что поставим?

Н. Резник

— Я думаю, что хочется поставить песню «Вместе с тобой», это новая песня, которую мы с Ирой вместе сейчас стали репетировать, она совсем свежая.

А. Митрофанова:

— Стоит отметка, что да, исполнение-то лайф, живьем.

Н. Резник

— Да, сейчас мы споем эту песню с Ирой, это дебют, то есть услышите на Радио ВЕРА первые.

А. Митрофанова:

— Премьера песни. В нескольких словах о ее истории, может быть, что-то скажете, как она появилась?

Н. Резник

— Я познакомилась с Ирой какое-то время назад и потом так случилось, что мы подружились, действительно близкие, почти родственные отношения сложились, и у меня возникла идея сделать вместе что-то, были поступательные шаги, мы сначала сделали одну песню, потом другую, и потом я подумала, что надо с Ирой дальше продолжать, получила от Иры согласие и песню написала специально для нас.

А. Митрофанова:

— Ну что же, премьера, «Вместе с тобой», Нина Резник, Ирина Сурина на Радио ВЕРА, внимание.

Звучит песня

А. Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Напомню, что в нашей студии Нина Резник, солистка музыкального коллектива «Кукушкин баритон», Ирина Сурина, солистка группы «Кукуруза», Кирилл Розанов, художественный руководитель и ударник «Кукушкина баритона». А вот та удивительная песня, которая сейчас прозвучала — это дуэт Нины и Ирины, премьера песни у нас на Радио ВЕРА и вообще премьера, то есть слушатели Радио ВЕРА первые, кто ее услышали. Спасибо вам огромное за то, что дарите такую радость. И напомню, «Кукушкин баритон» принимает участие вместе с Ириной Суриной в нашем «Светлом концерте» 21 октября, вся подробная информация есть на сайте radiovera.ru, заходите, пожалуйста, дорогие наши слушатели, «Крокус Сити» — пространство, которое может вместить, наверное, очень много людей и очень много любви, что тоже очень важно, потому что, конечно, слушатели Радио ВЕРА — люди особые и артисты, которые выходят на сцену «Светлого концерта» Радио ВЕРА тоже люди особые и поэтому так важно, наверное, в таком формате тоже встречаться именно сейчас. И для меня, конечно, очень дорого, что вы сегодня пришли к нам в студию. Ирина, расскажите, пожалуйста, о себе в нескольких словах, сотрудничество с «Кукушкиным барионом» это всего лишь одна из граней вашей жизни и вашего творчества, чем вы занимаетесь, что для вас принципиально важно в вашем творчестве, в вашей музыке?

И. Сурина:

— Мне сложно так ответить, потому что я начала в 89-м году именно как солистка группы «Кукуруза», потом мы на долгие двадцать лет расстались, потому что у меня был свой проект, ребята так и продолжали с другой солисткой, а сейчас ситуация сложилась так, что их покинула нынешняя солистка, и я так подумала, что: ну что же бросать друзей, опять вернулась в группу, но при этом я продолжаю выступать со своим коллективом, то есть у нас не пересекается репертуарный план, у меня свои песни, с «Кукурузой» я другие песни пою, а с Ниной — это одна из историй, которые не заканчиваются одной песней, потому что у меня много проектов, где я спела дуэтом, например, с Хелависой, это группа «Мельница», еще с кем-то, много проектов таких, а с Ниной это уже третья песня и мне очень нравится это сотрудничество, потому что мы, во-первых, по характеру подходим друг другу, во-вторых, мне очень нравится творчество, то что ребята пишут, Нина в основном пишет, а это важно, когда человек находит своего автора, и вот я понимаю, что те песни, которые Нина пишет, они мне прямо на душу ложатся, и я понимаю, что я хотела бы тоже исполнять такие песни, поэтому, когда Нина позвонила мне месяца четыре назад, предложила такой вариант, что спеть именно для Радио ВЕРА новую песню, я сказала: «конечно, давай», поэтому здесь такая веселая история для меня. Еще я немножко актриса, есть такой спектакль «К чему сей фрак?», правда, он проходит только в «Гнезде глухаря», клуб такой есть.

А. Митрофанова:

— Прекрасный клуб с историей с большой.

И. Сурина:

— Да, и я там воплотила в жизнь свою давнюю мечту быть театральной актрисой, то есть я не только пою, и драматические какие-то куски есть, потому что это все из детства идет, из юности, гештальт такой закрытый получается. Поэтому много всего интересного происходит, но в основном, конечно, это музыка. И у меня был момент, когда только начиналась пандемия, никто еще не знал, что это такое, я потеряла голос на долгих три месяца, это очень тяжело было, я ни петь, говорить даже не могла, и в тот момент я поняла, что я, конечно, могу заниматься шитьем, еще чем-то, но без музыки жить для меня — конец жизни, поэтому музыка это все-таки жизнь моя.

А. Митрофанова:

— Да, я как-то себе живо представила человека, теряющего свой главный инструмент, не просто рабочий инструмент, а инструмент взаимодействия с миром, когда человек поет — это же не только связки, а душа через это раскрывается.

И. Сурина:

— Конечно, это же передача эмоций, это и характер. Я, кстати, занимаюсь педагогической деятельностью, я преподаю вокал частным образом, и ко мне люди приходят зачастую не только научиться петь, а исправить тембр голосовой, это тоже очень важная вещь, вот этим тоже я занималась и когда я поняла, что: мама, что же я делать-то дальше буду!? Вот это было тяжело.

А. Митрофанова:

— Кстати говоря, работа с голосом — это сейчас очень популярное направление, потому что чуть ли не один из видов терапии, научиться петь, научиться себя выражать через музыку помогает людям стабилизировать какие-то очень важные процессы внутри них, вот музыка, она, видимо, все-таки гармонизирует душу.

И. Сурина:

— Вы знаете, когда началась спецоперация, многие сказали: «все, нельзя петь, нельзя вы ступать, вы, как вы можете!..», я просто подумала: ребят, а в 40-е года, когда шла Великая Отечественная, вы что, наши родители жили без музыки? Да невозможно, потому что без искусства человек-то загнется очень быстро и депрессия накроет не только вас, но и музыкантов, естественно, потому что хочется не просто получать тот эффект, что — «ах, мне поаплодируйте», нет, это не это, это обмен энергиями, это совершенно о другом, потому что действительно, музыканты и музыка лечит, лечит душу, лечит психическое состояние и нельзя прекращать все эти вещи, то есть я понимаю, что не стоит плясать на столах, такого плана, но полно же музыки, которая несет в себе смысловую нагрузку, то есть это не музыка для ног, а это музыка для души и, кстати, Радио ВЕРА это одна из станций, которую я постоянно слушаю в машине.

А. Митрофанова:

— Ой, спасибо.

И. Сурина:

— Потому что очень много исполнителей, которых на других радиостанциях нет и это очень здорово.

А. Митрофанова:

— Спасибо. Да, для нас действительно важно, чтобы все-таки какая-то определенная тональность сохранялась, помогающая, не расщепляющая все внутри тебя, а помогающая собрать свой и без того раздробленный внутренний мир, как принято говорить, хотя бы во что-то более цельное.

И. Сурина:

— Конечно, энергетическое поле существует в любом случае, это объединяет людей.

А. Митрофанова:

— Конечно, говорить о музыке это огромное удовольствие и радость и вместе с тем, вы знаете, каждый раз ловлю себя на мысли, у меня нет музыкального образования, я тот редкий человек, который не ходил в музыкальную школу в детстве.

И. Сурина:

— Повезло.

А. Митрофанова:

— Почему? И такое ощущение, что я всю жизнь учусь слушать музыку, слышать музыку и для меня это каждый раз, знаете, когда что-то происходит, как сейчас принято говорить: «цепляет», это сродни открытию космоса, поэтому то, что вы играете песню, которая прозвучит у нас на Светлом концерте, я так понимаю, это осмысление опыта Боба Дилана, да? В конце об этом обязательно поговорим и в конце предлагаю эту песню поставить. Вот когда такое происходит, ты слышишь музыку, помогающую тебе понять самое себя, вот это, конечно, дорогого стоит. Возможно люди, у которых есть музыкальное образование, это естественная их среда обитания, для меня нет, для меня каждый раз это как чудо, которое происходит, как открытие какое-то, поэтому для меня, конечно, дорого то что делает «Кукушкин баритон» и Ирина, теперь буду и с вашим творчеством более плотно знакомиться и мне кажется, что есть здесь рифма определенная: «Ку-ку-руза» и «Ку-ку...»

Н. Резник

— Да, мы тоже нашли это соответствие.

И. Сурина:

— Дуэт «Ку-ку».

Н. Резник

— Видимо, без «ку-ку» тут не обойтись никак.

А. Митрофанова:

— А как вы сокращенно «Кукушкин баритон» называете?

Н. Резник

— Я вас специально, Алла, не поправляла, потому что мы сейчас называемся «Кукубаритон», мы специально сократили наше название, но я не поправляла вас, чтобы зрители услышали эту преемственность, что «Кукушкин баритон» и «Кукубаритон» это одно тоже.

А. Митрофанова:

— Так вот как.

Н. Резник

— Да, я сижу и думаю: «Кукушкин баритон», какое старинное название, мне даже приятно услышать из ваших уст его, но мы уже «Кукубаритон».

А. Митрофанова:

— А в связи с чем решили переименоваться?

Н. резник

— Дело в том, что «Кукушкин баритон» возник тогда, когда мы еще были такой каверной группой, играли очень много фолка и такой, именно камерной музыки. Сейчас у нас немножко расширилось и звучание, и репертуар стал не совсем фолковый, более в поп-музыку, и в рок, ну такой полнозвучный фолк-рок, назовем это так. «Кукушкин баритон» у нас всегда ассоциировался с такой лесной темой, какая-то кукушка на ветвях, мы в лесу, сидим с гитарами и так далее, хотелось бы от этого образа уйти, он слишком теплый.

И. Сурина:

— Не получается.

А. Митрофанова:

— То есть вы хардкора добавили, жизнь.

Н. резник

— Да, и мы решили, что «Кукубаритон» более плотно звучит, оно и короткое, и нет уже такой связи с кукушкой, с лесной темой, но есть больше связи с «куку» и это нам больше нравится, потому что «куку», оно более такое масштабное явление.

А. Митрофанова:

— Да, все мы немножко «куку» в разные периоды своей жизни, я думаю, да.

Н. резник

— Да, и это как раз объединяет нас с Ириной в наше «куку».

А. Митрофанова:

— Что у нас сейчас прозвучит?

Н. Резник

— Сейчас прозвучит песня, которую мы тоже с Ирой споем вместе, это песня «Пластинка лета» и она написана практически...грубо говоря, с нее начался наш дуэт, можно сказать.

И. Сурина:

— Нет, с Боба Дилана начался наш дуэт.

Н. Резник

— Ну да, мы Боба Дилана исполнили, я согласна, но эта песня написана уже с мыслью о том, что будет дуэт. Боб Дилан все-таки случайная история, вдруг возникло озарение, что эту песню мы должны спеть вместе с Ирой, я Ире позвонила, она сказала " да«, и мы ее сделали. А следующую песня, которую мы сейчас споем, «Пластинка лета», она уже написана сознательно, что да, будем вместе петь ее.

А. Митрофанова:

— Нина берет в руки гитару, ну что же, вам наши микрофоны и наши сердца.

Звучит песня

А. Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, напомню, что здесь, в этой студии Ирина Сурина, солистка группы «Кукуруза», Нина Резник, солистка «Кукубаритона», музыкального коллектива и Кирилл Розанов, художественный руководитель и ударник «Кукубаритона» тоже здесь. Я Алла Митрофанова и мы в преддверии «Светлого концерта» Радио ВЕРА 21 октября в «Крокус Сити» здесь, вот такой теплой компанией собираемся, делимся своими новостями. И, Кирилл, мне вас хочется расспросить, ведь вы же художественный руководитель, и ударник — это человек, который особенный пульс всегда чувствует, мне кажется, в музыкальном коллективе. «Кукубарион», вот как он трансформируется с вашей точки зрения, что сейчас принципиально важно для музыкантов, для авторов, которые вместе с вами в «Кукубаритоне» и что меняется внутри вас, вот со временем, пока существует этот удивительный музыкальный коллектив?

К, Розанов

— Ну, насчет пульса я ничего не могу сказать, такой же инструмент, как и все остальные.

А. Митрофанова:

— Думаете? А мне кажется, что барабан это как раз...ну, вам виднее.

Н. Резник

— Петрович, не скромничай, ведь ты же нас всех чехвостишь по поводу ритма, ты все время нас держишь, ты все время говоришь, все время работаешь с нами ритмически.

К. Розанов:

— Ну, у меня просто лучше получается.

А. Митрофанова:

— Слушайте, ну вы же на самых разных площадках выступаете, и в том числе, видела у вас соцсетях, что недавно вы были в Истре и были в Ново-иерусалимском монастыре, там тоже был концерт, это же накладывает определенный, наверное, отпечаток на выступления, или нет, или неважно, какая площадка?

Н. Резник

— Наверное, накладывает, но, с другой стороны, мы и не становимся более елейными какими-то или более скромными, или наоборот, более громкими, мы такие, какие есть, то есть нас зовут, уже зная, какие мы, зная наши песни и поэтому мы вполне в дружеской обстановке оказываемся, поэтому нам достаточно легко.

А. Митрофанова:

— Но думаю, что Ново-Иерусалимский монастырь это еще и то место, где как раз совмещается, то есть люди скорее всего пришли сначала на службу, на литургии были, потом, может быть, там погуляли, перекусили и потом пришли к вам на концерт, то есть это такое получается соединение духовной жизни и художественного мира и одно другое никоим образом не заменит и не отменит, но когда это вот так органично сочетается и когда это происходит в стенах монастыря, мне кажется, что для зрителей, для слушателей это еще одна возможность, будучи в таком раздробленном состоянии, как сейчас многие из нас, почувствовать, какую-то синхронизацию, что ли, большую внутреннюю завершенность такую, наполненность и это очень здорово.

Н. Резник

— Да, и что интересно и что правильно — что люди туда приходили с детьми и большая проблема для людей воцерковленных — это какую музыку слушать их детям, потому что сейчас очень много всего и как из этого всего выбрать, чтобы это была семейная такая история, вот мне кажется, группы такие, как наши, кстати, песни группы «Кукуруза» и Ирины проекты, они очень подходят именно семейному формату.

И. Сурина:

— Я сейчас можно добавлю: раньше же жизнь крутилась где — в монастырях, в до советское время имеется ввиду, монастырь был центром всей жизни, и культурной в том числе, а сейчас я считаю что выступление в таком месте это гарантия того, что придя на концерт, вы не услышите мата, у вас будут хорошие тексты, вы не будете беспокоиться за то, что у вас дети что-нибудь не то услышат, не будете волноваться за ваши уши, поэтому монастырь — это прямо то место, которое должно стать культурным каким-то центром притяжения.

А. Митрофанова:

— Ирина, Нина сейчас упомянула, что у вас есть какие-то проекты, вполне подходящие для семейного прослушивания, а расскажите подробнее, пожалуйста.

И. Сурина:

— В принципе у меня нет таких песен, которые не подходили бы под семейное прослушивание, просто я так думаю, что Нина говорит о проекте, «Песни взрослых девочек» называется. Это проект, основанный на поэзии московской поэтессы Елены Исаевой, она же и сценарист, она на телевидении много работает, по ее сценариям фильмы снимаются, сериалы. И десять лет назад мы с ней когда познакомились, я поняла что песни хочу сочинить, пошла музыка на ее стихи, то есть получилась такая целиковая программа, которую мы сначала обкатали в концертном варианте, то есть Лена читает стихотворение, я пою песню и все это было сделано по сюжетной линии, все четко прослеживалось по тематике, людям нравится, я увидела первый раз, когда мужчины плачут, когда они приходили на наши спектакли, то есть это практически спектакль.

А. Митрофанова:

— Возвращаюсь к музыке. Что у нас сейчас прозвучит и об истории создания этого музыкального произведения тоже хотелось бы несколько слов услышать.

И. Сурина:

— Это как раз песня «Молитва», она именно из проекта «Песни взрослых девочек», это первая песня, первое стихотворение, точнее, которое читая, я вдруг услышала музыку, просто читая, у меня пошла музыка, я всегда говорю, что это не моя музыка, это мне сверху просто дадено, и вот оно зазвучало у меня. И как раз с этой песни и возникла у меня идея собрать такую историю — не просто концерт из нескольких песен, а именно соединить поэзию и музыку. Стихотворение называется «Молитва», соответственно, песня тоже называется «Молитва.

А. Митрофанова:

— Елена Исаева — автор текста...

И. Сурина:

— Стихов, это стихи.

А. Митрофанова:

— Простите, автор стихов. Ирина Сурина — автор музыки.

И. Сурина:

— Да, я не считаю себя композитором, но в любом случае.

Звучит песня

А. Митрофанова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, в преддверии нашего «Светлого концерта» 21октября в «Крокус Сити». Здесь, в этой студии замечательные музыканты: Ирина Сурина, солистка группы «Кукуруза», чей удивительный голос мы сейчас слышали в песне «Молитва». Ирина, теперь понимаю, почему вы поправили: не текст, а именно стихи Елены Исаевой легли в основу этой песни, понимаю, да. Вот есть разница: есть текст песни, а есть вот правда стихи и когда ты стихи слышишь в музыкальном обрамлении, когда они в песне звучат, это дорогого стоит, это нечастое явление, настоящие стихи, и когда ты их слышишь, и это прямо такая драгоценность — ну, в моем восприятии, спасибо за эту песню.

И. Сурина:

— Вам спасибо.

А. Митрофанова:

— Нина Резник, солистка музыкального коллектива «Кукубаритон», Кирилл Розанов, художественный руководитель и ударник «Кукубаритона» и для меня, конечно, большая радость, что вы все примете участие в нашем «Светлом концерте» 21 октября. И музыкальная композиция, которая там прозвучит, она особенная, у нее есть история, у нее есть такие очень мощные корни, на мой взгляд, корни христианские, это песня Боба Дилана, очень известная музыкальная композиция. Нина, как я понимаю, вы написали текст на русском языке, в вашем исполнении я ее еще пока не слышала и вот с нетерпением буду ждать конца нашего разговора, не потому что мы все распрощаемся, а именно потому, что она в конце обязательно прозвучит, и у нас на «Светлом концерте» она тоже прозвучит. Расскажите, как вы взялись за такое дерзкое предприятие, как Боба Дилана на русский переводить?

Н. Резник

— Все эксперименты мы делаем благодаря Радио ВЕРА.

А. Митрофанова:

— Ах вот как.

Н. Резник

— Да, ну мы уже дружим давно и было несколько случаев, когда от Радио ВЕРА поступал, так скажем, «заказ», понятно, что это заказ не в такой жесткой манере, а нас просили: а вот не хотели бы вы сделать такую-то песню? И вот несколько песен мы уже таким образом для радио «Веры» записывали, аранжировали, это песня «Дорога добра» и «Время перемен», и еще какие-то песни и недавно, год назад, тоже позвонил нам прекрасный Денис с Радио ВЕРА и сказал: «Не хотите ли вы сделать песню Боба Дилана, Нина? Мы же знаем, что вы переводите на русский язык», а я по сути перевела только одну песню «Аллилуйя». Я так, конечно, обрадовалась, с одной стороны, а с другой стороны, я понимаю, что, во-первых, это песня Боба Дилана, ее все знают и многие знают текст и знают смысл этого текста. Короче говоря, как это обычно со мной бывает, если меня захватил азарт, меня это не отпускает. В общем, текст был готов на следующий день.

А. Митрофанова:

— Ах!..

Н. Резник

— Да, я позвонила Денису и сказала : «Вы знаете, текст уже готов», он говорит: «Я и не сомневался». И так получилось, что — да, она как-то сложилась, текст такой, тоже необычный, он построен по типу вопросов, когда я прочитала об истории этой песни, изначально у Боба Дилана было, по-моему, девять вопросов, которые он задавал, но куплетов было больше.

А. Митрофанова:

— Давайте песню уже назовем, как она называется.

Н. Резник

— В оригинале она называется «Blowing in the Wind», что в переводе, как я ее перевела: «Ответит лишь ветер».

А. Митрофанова:

— Да, по-разному переводят, «Знает лишь ветер» или «Ответ висит в воздухе».

Н. Резник

— «Ответ висит в воздухе» это, кстати, более точное, мне кажется, название, потому что здесь есть еще подспудные смыслы какие-то, что в воздухе висит, что все понимают, о чем речь, и в то же время другой смысл, что он висит в воздухе, потому что нет ответа, повисло. То есть это такие философские вопросы, которые человек для себя решает сам и вопросы вечные. И что меня еще удивило в этой песне — что, на самом деле, музыка Бобу Дилану не принадлежит, эту музыку он сам услышал, это спиричуэл духовная песня канадских рабов, он ее где-то услышал, потом видимо понравилась музыка, как часто бывает у музыкантов, она засела в голове и была переработана творчески, он сделал из нее песню, написал на нее текст и теперь она в мире известна, как песня Боба Дилана. При этом, когда я хотела узнать об авторских правах, чтобы эту песню уже нормально исполнять и записывать, я нигде не нашла, что эта песня принадлежит именно Бобу Дилану, авторские права и обнаружила в интернете информацию о том, что ему предлагали оформить авторские права, он отказался, потому что он честный музыкант и понимает, что музыка не его, таким образом получается, что это, в общем-то песня Боба Дилана, но я бы по-другому сформулировала: мы благодарны Бобу Дилану, что он создал такое произведение, которые мы можем исполнять, не думая об авторских правах.

А. Митрофанова:

— Насколько знаю, Иоанн Павел II эту песню высоко ценил и даже сказал, что его собственная трактовка, там действительно звучат очень важные вопросы, которые Боб Дилан задает, сейчас попробуем текст открыть. Если бы здесь, на моем месте сидел сейчас Александр Ананьев, знающий наизусть эту песню, он бы, конечно, посмотрел бы на меня строгими глазами, а сам бы блестяще Боба Дилана цитировал, я человек темный, простите меня.

Н. Резник

— Там библейские вопросы задаются.

А. Митрофанова:

— «Сколько дорог должен пройти человек, (это если на русский сразу переводить) прежде чем он станет человеком или его назовут человеком», то есть этот момент роста, или: «Сколько морей пролетит голубь, прежде чем он сможет отдохнуть, присесть на песок».

Н. Резник

— То есть найти землю обетованную по сути дела.

А. Митрофанова:

— «Сколько снарядов (по-моему, там эта тема тоже есть) должно разорваться, прежде чем люди поймут, что так нельзя», что, кстати, позволило в свое время этой песне стать, насколько помню, чуть ли гимном, она была написана как раз во время войны во в Вьетнаме. Кстати, этот момент отражен в моем любимом «Форресте Гампе», помните, там же ведь Дженни, она эту песню исполняет в поиске себя, она ушла из дома, у нее полно таких самых разных драматических приключений в ее жизни и тема вот этого антивоенного выступления против войны во Вьетнаме, она там, в этом фильме тоже отражается и эта песня там, и как-то все замешано действительно из этой эпохи. Но то, что сказал Иоанн Павел II, когда рефреном повторяется ответ после перечислений всех этих вопросов, «Сколько еще будут гибнуть люди прежде чем мир поймет, что так нельзя», Боб Дилан повторяет: ответ, вот он либо висит в воздухе, либо знает ветер и ответ в дуновении ветра, по-разному можно переводить, и вот Иоанн Павел II сказал, что «для меня, конечно, дуновение ветра — это дыхание Святого духа», то есть он смысл этой песни прочитывал очень по-своему и мне кажется, что для человека, который живет в христианской системе смыслов ответ на эти вопросы, он именно в этом, это же те самые вопросы, которые мы очень часто в небо кричим, а где ответы? В чем вообще Господь проявляется в нашей жизни? Дальше мы в Священном Писании вспоминаем, что не в громе и молнии, не в сотрясании земли, а вот зачастую Господь именно в этом дуновении ветра и тебе очень важно слух настроить, чтобы услышать это дуновение ветра или вообще все свое существо сонастроить вот этому дуновению ветра, чтобы распознать, где Господь, это большая работа. Как же вы за одну ночь-то, Нин?

Н. Резник

— Как-то так получилось, но это некая тайна, вот как у Иры случилась музыка на стихи, она приходит просто ниоткуда, так и начинаешь просто перерабатывать, как бы ты отдельно, а процесс отдельно, ты живешь, что-то делаешь, готовишь, а у тебя в этот момент в голове...

И. Сурина:

— ...а мозг отдельно работает, руки что-то делают, а голова в другом месте находится.

Н. Резник

— Это точно, и притом эта песня, все что от Радио ВЕРА приходит, это эксперимент такой жизненный, вызов, она сразу начинает обрастать какими-то чудесами, то есть озарениями, такими вещами, я не обожествляю Радио ВЕРА, но просто так получается, что отличная идея, такой посыл сильный с верой в нас, с добром к нам и творческая энергия, она начинает течь, и более того, она начинает захватывать какие-то еще параллельные миры, откуда у меня взялась идея позвать Иру: я просто услышала, что здесь прозвучал голос Иры, я стала песню напевать в голове, у меня возникло ощущение, что эта песня, она требует еще и Иру, и вот так случилось, что впервые я с Ирой, предложила ей поучаствовать, мне было очень неловко.

А. Митрофанова:

— Почему?

Н. Резник

— Я говорю, у меня шишкопочитание, как у Джейн Эйр, развито очень сильно. Я у Иры училась, она для меня такой кумир, мастер.

И. Сурина:

— Ну, «училась» это ты громко прямо очень сказала.

Н. Резник

— Ну, как могла. Нет, на самом деле, ты просто не знаешь, Ира, учеба не столько в том, чтобы сколько-то раз приехать и поучиться, эта учеба заключается еще в том, что ты смотришь, как человек работает, как он относится к музыке, как он с музыкантами работает, вообще как он живет, отношение ученика к мастеру по сути дела. Ира меня хвалит и говорит, что я хорошо пою, что мне не надо учиться, на самом деле я учусь и для меня Ира — учитель, помимо того, что я чувствую, что у нас есть родство и для меня большая честь, что так сложилось, что жизнь меня познакомила с Ирой. В общем, я долго-долго мялась, думала: как написать, как позвонить, как сказать, а вдруг она мне откажет? А все было просто: я Ире написала, и Ира сказала: «Да, нет проблем». И тут сразу все, фейерверк.

И. Сурина:

— Для меня просто эта песня тоже связана с временами моей школьной учебы, потому что у нас была потрясающая совершенно учительница, которая принесла на наш урок пластинку Жанны Бичевской, и я поняла, что русские народные песни можно петь вот так вот и дальше пошло уже, по тем временам как можно было искать: по магазинам «Грамзаписи», я услышала как раз, как поет Жанна Бичевская эту песню, не помню уже, где это было, и вот у меня оттуда ноги в сторону кантри выросли потом. То есть все не просто так, Господь сводит нужных людей в нужных местах, в нужное время.

А. Митрофанова:

— Господь — великий режиссер, как мы говорим в таких случаях.

И. Сурина:

— Это да, спорить бесполезно.

А. Митрофанова:

— Замечательно, что именно эта песня на «Светлом концерте» Радио ВЕРА прозвучит и, вы знаете, вообще, дорогие слушатели, у кого есть возможность, кто в Москве или кто в Москву приезжает, 21 октября, «Крокус Сити Холл», это не просто концерт, это встреча друзей, друзей Радио ВЕРА, артисты, выходящие на сцену, зрители, сидящие в зале — это все люди, которых объединяет что-то очень важное, вот общая система смыслов, общее желание помочь, потому что благодаря слушателям Радио ВЕРА и нашим друзьям происходят удивительные вещи, мы каждый день рассказываем о каких-то сборах в программе «Дело дня», например, «Дела милосердия» или в еженедельном «Радиожурнале» тоже, и люди объединяются и получается настоящее чудо, удается спасти чью-то жизнь или купить какой-нибудь препарат, который, казалось, невозможно купить, или коляску для передвижения человеку с ограниченными физическими возможностями, то есть это те чудеса, которые слушатели, друзья Радио ВЕРА делают все вместе и это удивительно, это, по-моему, реализация как раз вот этого самого евангельского принципа «по плодам их узнаете их», вот такие удивительные плоды, и все эти люди вместе соберутся 21 октября в «Крокус Сити». Концерт сам в восемь вечера начнется, но с 18.30, то есть с половины седьмого в фойе «Крокус Сити» будут встречи с ведущими и авторами программ Радио ВЕРА, с создателями детского образовательного проекта «Вопросы Веры и Фомы» — это бомба вообще, потому что люди, которые начинают слушать «Вопросы Веры и Фомы», они подсаживаются, причем не только дети, но и взрослые, то есть взрослые могут детям включать под предлогом того, что вот это я включил ребенку послушать, а на самом деле у них в этот момент у самих уши-локаторы и они, взрослые, тоже сидят и слушают «Вопросы Веры и Фомы». И сейчас есть отдельный проект, который называется «Вера и Фома идут в школу» и там помощь детям-первоклассникам, второклассникам, в проекте там и третий, и четвертый класс, в освоении школьной программы. Вот эти золотые люди, уникальные авторы, они тоже будут с 18.30 в «Крокус Сити» в фойе и тоже с ними можно будет встретиться и поговорить. Ну и все подробности, конечно, на сайте radiovera.ru, как попасть, будем очень рады всех видеть. «Кукушкин баритон», «Кукубаритон» в новой формации, Нина Резник и Ирина Сурина, солистка группы «Кукуруза» и Кирилл Розанов, художественный руководитель и ударник «Кукубаритона» тоже выйдут на сцену вместе с замечательной песней «Ответит лишь ветер», Боб Дилан в версии Нины Резник переводится так и сейчас эта песня прозвучит у нас в эфире. А мы прощаемся с вами, я Алла Митрофанова, с нетерпением буду ждать 21 октября и сейчас в эфире у нас маленький фрагмент предстоящего концерта.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем