«Музей-заповедник „Остафьево“ — „Русский Парнас“». Юрий Евтюхин, Елена Княжева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музей-заповедник „Остафьево“ — „Русский Парнас“». Юрий Евтюхин, Елена Княжева

* Поделиться

У нас в гостях были Директор государственного музея-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин и Заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева.

Мы говорили об истории и сегодняшней жизни усадьбы Остафьево, а также о ежегодном музыкальном марафоне «Русский Парнас».

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать и с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей, сегодня мы будем говорить о замечательном месте, хотел сказать, ближнем Подмосковье, но уже лет чуть больше 10 это Новая Москва, музей-заповедник «Остафьево». Мы неоднократно его вспоминали в наших программах в связи с мероприятиями, которые в «Остафьево» проходят, сегодня у нас замечательная возможность поговорить с руководителями музея-заповедника. У нас в гостях директор музея-заповедника «Остафьево» -«Русский Парнас», Юрий Евтюхин. Юрий Алексеевич, здравствуйте.

Юрий Евтюхин:

— Здравствуйте.

Алексей Пичугин:

— И заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, Елена Ивановна, добрый вечер.

Елена Княжева:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Мы не просто так сегодня собираемся, с одной стороны, мы хотели бы поговорить об истории, о традициях замечательных, почему «Русский Парнас», о современности, а с другой стороны, ещё пригласить вас на фестиваль, уже второй год в «Остафьево» проходит музыкальный марафон «Русский Парнас». В этом году 8 и 9 июля он пройдёт, совсем скоро, в эти выходные, это масштабный праздник музыки, который приурочен ко Дню любви, семьи и верности. Первый фестиваль состоялся год назад, он был очень популярен, во-первых, это атмосфера самого «Остафьево», где сохраняется культура, которая создавалась Вяземскими, людьми, которые к ним приезжали, это весь цвет русской интеллигенции 19-го века, первой половины 19-го века. Ну и, конечно же, в самом фестивале принимали участие известные музыканты, классическая музыка, которую можно послушать только на небольшом количестве концертных площадок. И вот художественный руководитель самого марафона, заслуженный артист России Александр Гиндин, знаменитый педагог, пианист, он так и руководит фестивалем уже второй год. И я хочу сразу сказать, что на площадках 8 и 9 июля выступит очень много интересных коллективов. Это симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии и многие, многие другие музыканты. То есть, смотрите, очень и очень советую вам приехать в эти выходные в «Остафьево», если есть такая возможность, и замечательно провести один или два дня вместе с замечательной классической, джазовой музыкой. Но мы сегодня хотели бы в первую очередь поговорить об истории усадьбы «Остафьево», об этом замечательном месте, где действительно собирались в 19-м веке известнейшие люди того времени, в 20-м веке, до революции, это было популярное место, и в советское время тут ещё был и санаторий, совминовский санаторий. Ну давайте обо всём по порядку. Уважаемые гости, кто начнёт рассказывать?

Елена Княжева:

— Наша усадьба известна ещё с 17-го века. И первое упоминание о ней встречается в древних книгах. Среди основателей «Остафьево» были такие представители известных дворянских фамилий, как Ляпуновы, Апраксины, Голицыны, но выделялся среди владельцев усадьбы промышленник из тульских крестьян, купец Кузьма Матвеевич Матвеев, который в «Остафьево» выстроил суконную фабрику, и на том месте, где сейчас стоит знаменитый остафьевский дворец, у него была своя усадьба, большой двухэтажный дом под тисовой крышей, вокруг дома находились хозяйственные постройки, а за домом Матвеев разбил фруктовый сад и высадил знаменитую липовую аллею, которую в последующем владельцы, Вяземские, которые придут сюда в 1792 году, они её сохранят, и на месте старой остафьевской усадьбы Матвеевых, они выстроят знаменитый дворец в стиле итальянского палаццо, которым мы любуемся сейчас.

Алексей Пичугин:

— А надо сказать, что направление тогда вот это южное от Москвы, оно было достаточно популярным, вспомнить только соседние Дубровицы, которые принадлежали Голицыным, где до сих пор усадебный дом сохранился, самое главное — красивейшая церковь Знаменская.

Елена Княжева:

— Да. Это и Суханово можно вспомнить, Знаменское-Садки, вообще южное и юго-западное направление были очень популярно среди дворян того периода. И, кстати, известность к остафьевской усадьбе пришла как раз в первой трети 19-го века. Когда её владельцем стал будущий поэт, литературный критик, друг Александра Сергеевича Пушкина, князь Пётр Андреевич Вяземский. Именно в этот период «Остафьево» стало прибежищем многих выдающихся литературных представителей золотого века нашей культуры. И, конечно же, Карамзин, который в течение 12 лет жил в Остафьево, он был родственником Петра Андреевича Вяземского, женат был на его сестре. И в «Остафьево» он написал восемь из 12 томов Истории государства Российского. И, конечно же, Пушкин, который приезжал в «Остафьево» неоднократно, и именно благодаря Пушкину усадьба в последующем получила свое прекрасное название «Русский Парнас».

Алексей Пичугин:

— Можно пояснить про Парнас. Почему «Русский Парнас». С чем это было связано?

Елена Княжева:

— Скорее всего, провели такую ассоциацию с древней Грецией, где есть гора Парнас, где бог Аполлон собирал своих муз. Сюда, в Остафьево, приезжали русская интеллигенция, которая служила этим музам, потому что здесь были и поэты, и писатели, и много известных людей, которые служили этим музам. Поэтому «Русский Парнас». Именно аллею в парке ассоциировали с Парнасом, потому что они гуляли и любили ходить, наши замечательные поэты и писатели. И поэтому, проводя такую ассоциацию, назвали аллею «Русский Парнас», а потом это название уже перешло на всю усадьбу.

Алексей Пичугин:

— Действительно место очень красивое. Я достаточно давно последний раз был там, несколько лет назад, я был именно в самой усадьбе, я, к сожалению, в последние годы только мимо проезжаю, надо будет к вам снова заехать, но я помню, насколько аккуратно все сделано, всё с такой большой любовью поддерживается, не только усадьба, усадебные постройки, ну и парк, газон перед самой усадьбой, это все очень дорогого стоит. Сейчас мы вернёмся к истории «Остафьево», мы забыли для тех, кто просто приехал в музей, или на фестиваль, рассказать, как проще всего добраться до усадьбы «Остафьево». Поскольку это совсем рядом с московской кольцевой дорогой, буквально несколько километров от московских уже более-менее старых районов типа Бутово, Бутово стало районом, Господи, до чего дожили! Действительно несколько километров от Бутово, ну как проще всего добраться до «Остафьево»?

Юрий Евтюхин:

— Ну проще, если говорить об общественном транспорте, то самый простой, как мне кажется, вариант — это от метро Бунинская аллея, маршруткой, она в пути 10 — 15 минут, и вы на месте. Есть также городские автобусы от улицы Горчакова ходит московский автобус 802-й номер, или от станции Щербинка и Силикатная, соответственно автобусом до музея буквально 5 минут. Что касается платформы Остафьево, несмотря на полную идентичность названию музея, к сожалению, прямого сообщения между платформой «Остафьево» и музеем «Остафьево» нет. Поэтому так или иначе, если выйти на станции «Остафьево», в любом случае придётся добираться через Щербинку с пересадкой на автобус.

Алексей Пичугин:

— Но платформа «Остафьево» совсем новая, она несколько лет назад появилась, поэтому, наверное, как-то свяжут её, историческое название с усадьбой должно как-то и транспортно быть связано.

Юрий Евтюхин:

— Мы на это будем надеется.

Алексей Пичугин:

— Ну Вяземский — это первая половина 19-го века, это такой рассвет «Остафьево», когда и Карамзин жил, и Пушкин приезжал. Кстати, о пушкинском пребывании в «Остафьево» что-то известно?

Елена Княжева:

— Известно о трёх пребываниях Пушкина в «Остафьево». Впервые он приехал в июне, начале июня 1830 г., приехал он к Вере Фёдоровне Вяземской, жене поэта, он был знаком с ней с 1804 года, познакомились они в Одессе, и она стала для него очень добрым и близким другом. Именно в июне он приехал к ней, чтобы обговорить вопросы предстоящей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой. И речь даже шла о том, чтобы устроить свадьбу в «Остафьево», Но в силу определённых причин, в силу нездоровья Веры Фёдоровны Вяземской, этого не произошло. Вера Фёдоровна не смогла присутствовать на свадьбе у Пушкина, а Пётр Андреевич Вяземский и его маленький сын Павел, они на свадьбе присутствовали. И даже маленький сын Павел нес перед молодыми икону. Второй раз Александр Сергеевич Пушкин приехала в декабре 1830-го уже года, как раз перед этим он находился в Болдине, в Москве тогда свирепствовала холера, и Пушкин холеру пережидал в Болдино, а Пётр Андреевич Вяземский был в «Остафьево», на так называемом холерном карантине. И вот когда уже все кордоны были сняты, Александр Сергеевич приехал в «Остафьево». И конечно, это был самый замечательный день, о котором вспоминали и дети Вяземских, и сам Пётр Андреевич Вяземский. Он говорил, что это был самый счастливый день в его жизни. Они читали друг другу написанные в этот период произведения. Пушкин читал главы «Евгения Онегина», Вяземский перевод романа Бенджамина Константа «Адольф», который он посвятил Александру Сергеевичу Пушкину. И третий приезд Пушкина был на святки в 1831-м году. И как раз был бал, и замечательно провели время, съехались гости, было очень весело и радостно. Я бы хотела также отметить, что, может быть, многие скажут: ну три приезда Пушкина, что это такое, это, может быть, и мало, можно было бы чаще. Но любое место, где бы Пушкин побывал хотя бы один раз, считается пушкинским. И «Остафьево» — это пушкинское место, самое знаковое. У нас в память об Александре Сергеевиче Пушкине уже последние владельцы в парке поставили ему памятник. Это было в 1913-м году, такой уютный, очень камерный, и на передней грани постамента высечены строчки: «Он между нами жил». Такое посвящение Пушкину. И вообще, в «Остафьево» хранят память об Александре Сергеевиче, у нас каждый год проходят пушкинские праздники поэзии, мы вспоминаем о Пушкине и 10 февраля, в день его памяти, и у нас проводятся экскурсии, организуются лекционные программы и выставки мы устраиваем. И кстати, в следующем году мы будем отмечать 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, к этому событию наш музей подготовил очень большой экспозиционный проект, мы будем открывать постоянную экспозицию: «Пушкин и «Остафьево». Это будет наш ответ и наша дань памяти великому русскому российскому поэту.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня директор государственного музея-заповедника «Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, сейчас мы будем возвращаться к истории усадьбы «Остафьево», но параллельно говорить о современности, о музее, о фестивале, что очень важно, о фестивале, который в грядущие выходные, 8 и 9 июля будет проходить в «Остафьево». Это фестиваль, который называется музыкальный марафон «Русский Парнас», приурочен ко Дню семьи, любви и верности, уже второй год он проходит, его руководитель заслуженный артист России Александр Гидин, знаменитый пианист. Вы, если приедете в грядущие выходные в «Остафьево», сможете послушать симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии и многих, многих других замечательных музыкантов, несколько сцен будет открыто, и вроде погода будет неплохая, по крайней мере, если верить прогнозу на несколько дней вперёд. Мы будем надеется, что и погода будет сопутствовать. Вы знаете, такая почти середина лета, это тёплые вечера, это красивая музыка, это прекрасная усадьба «Остафьево», приезжайте, не пожалеете. Что сейчас в музее «Остафьево»?

Юрий Евтюхин:

— Сейчас по-прежнему на месте усадьбы, в которой работают как постоянные экспозиции, так и временные выставки, естественно, все также ухоженный парк, который любят наши посетители для прогулок, периодически мы делаем разные активности, для того, чтобы обеспечить повторное посещение музея-усадьбы. Например, каждые выходные у нас проходят концерты.

Алексей Пичугин:

— То есть фестиваль в данном случае — это уникальное событие, но он хорошо вписывается вообще в ваши повседневные музыкальные вечера?

Юрий Евтюхин:

— Да, он уникальное, потому что это достаточно трудоемкое мероприятие, не скрою, и он, ну я не знаю, кто из них кого дополняет, музыкальные вечера у нас есть всегда, а это такая концентрация музыкальной истории. И здесь, конечно, немножечко другой формат фестиваля. Потому что фестиваль — это open Air, а я говорю о камерных концертах, которые проходят в овальном зале усадьбы. Помимо этого, у нас есть мастер-классы для детей.

Алексей Пичугин:

— Но это, в общем, тоже все здорово и прекрасно.

Юрий Евтюхин:

— Ну и лето — славная пора, конечно же, работает лодочная станция, которая тоже очень любима нашими посетителями.

Алексей Пичугин:

— Вы пять лет возглавляете усадьбу «Остафьево». Что за это время вы можете считать главным достижением, за эти пять лет? Что удалось сделать и что планируете из таких значимых проектов развивать?

Юрий Евтюхин:

— Главным достижением? Отдельные главные достижения сложно выделить. Я бы в целом отметил развитие усадьбы, это открытость для населения, это открытость для работы с коллегами, это обширная выставочная программа. Ежегодно у нас увеличивается количество выставок, помимо количества мы также уделяем внимание качеству. То есть стараемся делать такие более серьезные проекты, ну и как индикатор всего, это, конечно же, рост показателей — посещаемости, в первую очередь, я про медиа-индекс и прочее, про цитируемость. Усадьба стала известной, про усадьбу заговорили, об усадьбе узнали даже те, кто десятки лет проезжали мимо.

Алексей Пичугин:

— Удивительно, что можно проезжать мимо «Остафьево», есть два важных события, связанных с этим местом. Событие — это усадьба «Остафьево», про которую мы сегодня говорим, это огромный бывший военный сейчас совместного базирования аэродром, который при усадьбе находится. Что только с ним не пытались сделать. И снести, пытались закрыть в девяностые годы, но вот тем не менее он прекрасно себе работает. Сейчас вокруг достаточно много всего строится, Новая Москва растёт, Подольск, и поэтому «Остафьево» сейчас станет в центре. С одной стороны, раньше, я ещё это помню, такой достаточно тихий уголок Подмосковья, потому что этот уголок между Подольском и Москвой он для меня очень близок, я там рос, неподалёку от Подольска, я все там хорошо представляю, я помню, как в конце восьмидесятых-в начале девяностых, когда это такие очень тихие места были между Подольском и Москвой, только- только начинало строиться Бутово, и «Остафьево» сейчас может встать в центре огромных жилых кварталов, и для людей, которые туда будут переезжать, которые будут вот эти человейники заселять, усадьба «Остафьево» будет прекрасным местом, где можно гулять с детьми, куда можно приходить, в чудесную усадьбу, в парк, главное, конечно, чтобы количество людей, которые желают приехать в «Остафьево» не превышало возможности усадьбы принять их. Что сейчас предлагается посетителям? Раньше это было единое пространство, Троицкая церковь очень красивая, сейчас она отдельно стоит от усадьбы, перепланирование 20-го века внесло свои коррективы, приходская замечательная церковь, и сама усадьба, в которой есть главное усадебное здание, дворец, а что ещё?

Юрий Евтюхин:

— Если говорить об экспозиционных пространствах, то на территории ещё находится кабинет медали, где особая уникальная коллекция памятных медалей, то есть мы говорим не о наградных, а о памятных прошлого века медалях. Из экспозиционного, наверное, пока всё. Кабинет медалей и главный усадебный дом. Всё остальное — это, скорее, активности уже. Что-то типа фестиваля, музыкального марафона, пушкинского праздника, и мы стараемся наполнить нашу годовую сетку мероприятий достаточно ровно, чтобы постоянно что-то было. То есть, чтобы люди, приехавшие в усадьбу, могли посетить какое-то мероприятие, и вместе с тем насладиться атмосферой и тишиной. То есть не перегружая, ровным слоем.

Елена Княжева:

— Я хотела бы дополнить о том, что у нас уже сложился определённый круг посетителей, которые к нам приезжают практически каждый день. Для таких посетителей у нас есть абонементы, которыми они могут воспользоваться. И люди приезжают к нам на целый день многие, приезжают с детьми, приезжают с родителями пожилого возраста, и каждый находит для себя что-то интересное. Кто-то идёт на концерт, на мероприятия, кто-то в парке просто гуляет, кто-то приходит на наши выставки. Люди приезжают на целый день. У нас есть на территории точки питания, есть свое собственное кафе, и гости, которые приезжают, с удовольствием посещают наши кафе, где предложат очень хорошее разнообразное меню.

Юрий Евтюхин:

— Здесь ещё нужно заметить, что является новой категорией посетителей, они пока единичные, ну раньше я не замечал, это люди, которые приезжают поработать. Дело в том, что на территории в партерной части музея у нас бесплатный вай-фай, и мне кажется, что может быть чудеснее: сидеть на лавочке с ноутбуком с видом на пруд, с чашкой кофе и наслаждаясь природой?

Алексей Пичугин:

— Хорошо, когда руководство музея об этом говорит в положительном ключе. Не то, чтобы: вы тут... Купили билет, идите смотрите.

Юрий Евтюхин:

— Нет, нет. Только мы приветствуем. И стараемся, чтобы наша работа была направлена на то, чтобы сделать музей привлекательным для всех категорий.

Алексей Пичугин:

— Давайте сейчас прервемся буквально на минуту, и перед тем, как мы уйдём на перерыв, мы напомним, что мы сегодня говорим о замечательной московской, ещё недавно подмосковной усадьбе «Остафьево», где есть замечательный музей, и где в ближайшие выходные пройдёт фестиваль «Русский Парнас» 2023, который приурочен ко Дню любви, семьи и верности, второй год фестиваль проходит, и если вы приедете 8 или 9, в субботу, 8 июля с 12 часов дня, с полудня, и в воскресенье, 9 июля, с часу дня, вы попадёте на фестиваль «Русский Парнас», послушаете замечательную классическую музыку и джазовые произведения, и просто чудесно проведёте два тёплых летних вечера в окружении прекрасной музыки, искусства, и конечно же, обрамлением всего этого будет усадьба «Остафьево» , если вы ещё не были в «Остафьево», живёте в Москве, будете в Москве, планируете посетить Москву, обязательно приезжайте в «Остафьево», потому что это удивительно чистый и спокойный уголок, где надо побывать. Я просто очень хорошо помню свои приезды в «Остафьево», это всегда очень тёплые чувства, в это место всегда хочется вернуться, я уже несколько лет в «Остафьево» не был, но это из-за какой-то большой занятости, мимо все время проезжаешь, смотришь, понимаешь, что вот как здорово, и едешь дальше. Я себе ставлю, конечно же, минус, потому что надо иногда остановиться, зайти, попасть в дворец, просто прогуляться, подышать свежим воздухом, посмотреть какой красивый парк, как люди гуляют, «Остафьево» — это такое очень важное место. Может быть, для меня важное, это какие-то мои детские впечатления, ассоциации, но я смею предположить и надеяться, что нет, что всем это должно понравиться. Это такое чудесное место — Остафьево, и сегодня мы здесь на Радио ВЕРА с руководителями музея. Директор музея-заповедника оставь его «Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, мы все вместе в эту студию буквально через минуту вернёмся.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио, мы сегодня говорим о музее заповеднике «Остафьево»-«Русский Парнас», у нас в гостях директор музея Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, меня зовут Алексей Пичугин, и давайте мы сейчас вернёмся к истории усадьбы. Мы, Елена Ивановна, кажется, не говорили, что «Остафьево» — это помимо всего прочего, это ещё и важная веха в истории русской аэронавтики, здесь же приземлилась первая русская женщина аэронавт Прасковья Гагарина. Расскажите об этом.

Елена Княжева:

— Дело в том, что вокруг этой ситуации очень много наросло различных легенд и различных разговоров. Говорили о том, что Прасковья Гагарина — это будущая тёща князя Петра Андреевича Вяземского, совершила из Москвы полёт на воздушном шаре. И воздушный шар в силу определённых погодных условий приземлился у нас, в «Остафьево». Ну и даже на аксонометрическом плане, который имеется у нас в усадьбе, указано место, где приземлился воздушный шар.

Алексей Пичугин:

— То есть место сохранила память. Всегда было известно, что это именно здесь?

Елена Княжева:

— Именно здесь, но опять же кто был на воздушном шаре — это ещё загадка. Возможно была она, возможно был кто-то из французской делегации, Андре-Жак Гарнерен, которые опробовали, якобы они вылетели из Царицыно и приземлились здесь, в «Остафьево». Конечно, как было на самом деле, нам ещё предстоит разобраться, кто был на воздушном шаре. Но дело в том, что Пётр Андреевич Вяземский позже в своих воспоминаниях писал о том, что он помнил, что в одной из комнат усадебного дома сохранились фрагменты этого шара и сохранились фрагменты корзины.

Алексей Пичугин:

— Но сейчас этого нет ничего?

Елена Княжева:

— Сейчас этого нет ничего. Потому что все, кто знает историю усадьбы, помнит, что в 30-м году, в 1930-м году, музей был закрыт. И все эти коллекции, которые находились в доме, которые собирали князья Вяземские, а их владели Остафьевым четыре поколения князей Вяземских, и каждый внёс какую-то свою лепту в историю усадьбы и в процесс коллекционирования. Можно сказать, что только одних листов-гравюр было порядка 10 000, библиотека насчитывала более 30 000 томов, были предметы и старые немецкие, и голландской пластики, и декоративно-прикладное искусство. И всё это в одночасье было вывезено. И в настоящее время наши предметы, «Остафьево», находятся более чем в 21 учреждении культуры нашей страны. Есть даже наши предметы, мы недавно выяснили, даже в Беларуси.

Алексей Пичугин:

— А это же очень легко объяснимо. Ведь в советское время, я, правда, не знаю, когда конкретно, но, судя по всему, это было достаточно долгое время, с довоенных времён ну фактически до перестройки, когда существовал фонд минкультовский, и какой-нибудь небольшой провинциальный музей из этого фонда получал, скажем, три картины Шишкина, три картины Айвазовского, портрет из усадьбы «Остафьево», ещё что-то. И это, с одной стороны, было неплохо, потому что человек, живущий за несколько тысяч километров от Русского музея, мог пойти посмотреть в ближайшую галерею в нескольких десятков километров от его села, Айвазовского настоящего, в подлиннике, ну вот это действительно таким образом из Остафьево попадали по всей России.

Елена Княжева:

— Да, попадали. Но я хочу сказать, что у нас в настоящее время сложилась очень хорошая практика взаимодействия с нашими музеями — держателями остафьевских коллекций. Мы очень хорошо с ними сотрудничаем, и предметы, которые находятся в других музеях, остафьевские, они участвуют в наших временных выставках. Кстати, хотела бы сказать о том, что вот 12 июля, а мы отмечаем этот день ежегодно, это день Петра и Павла, день именин Петра Андреевича Вяземского и его сына Павла Петровича Вяземского. И в этот день у нас открывается выставка, называется она «Вяземский PRO Фонвизин». И в этой выставке будут принимать участие Государственный музей истории российской литературы имени Даля, Государственный музей Пушкина и Российский государственный архив литературы и искусства, куда ушел основной корпус документов остафьевского архива. И мы благодарны нашим музеям, которые откликнулись на нашу просьбу и примут участие в этом выставочном проекте, «Вяземский PRO Фонвизин», открытие 12 июля.

Алексей Пичугин:

— Вот, это важно, спасибо, что вы про это сказали, потому что через буквально несколько дней после фестиваля, вдруг на фестиваль не сможете приехать, а вдруг вы сможете и на фестиваль, и 12 июля в «Остафьево» приехать, то есть поводов для того, чтобы посетить это замечательное место — множество. Кстати, ещё про воздухоплавание. Андре жонглируя, который тоже находился в этом воздушном шаре, на корзине воздушного шара, тоже прилетевший в «Остафьево». Это действительно известный французский изобретатель. Фактически он изобрёл тот вид парашюта, который используется сейчас. Правда, он был воздухоплавателем, жизнь у него была короткая, но не потому, что он погиб в связи испытанием какого-то летательного шара, его убила портьера в театре. Вот такие повороты судьбы. Пошёл в театр человек, встал не на то место, и портьера, упавшая, придавила его. Не знаю уж, какая там тяжелая портьера была. Тем не менее это факт. Дело было в Париже, но вот в «Остафьево» он тоже отметился. Давайте ещё поговорим об истории усадьбы. Что же было после пушкинской поры, во второй половине 19-го века? А ведь история владельческая продолжалась практически до революции, ну музей появился ещё до революции. Как все это происходило, как это выглядело, кто был владельцем?

Юрий Евтюхин:

— Первый музей в «Остафьево» был открыт в 1899-м году, к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Просуществовал до 1930 г. Что, кстати, было интересно, даже после революции, в 1918-м году, музей не перестал быть музеем. И Шереметев Павел Сергеевич, последний владелец, фактически стал заведующим музеем. А после 1930 г. музей ждала трагическая судьба в 30-м году. А в здании усадьбы чего только не было. И пионерский лагерь, в военный период был лазарет.

Елена Княжева:

— Реабилитационный госпиталь, потому что как раз вы говорили о военном аэродроме, так вот вообще военный аэродром в «Остафьево» существовал с 1934 г., он вообще был открыт как аэродром НКВД. А уже позже там лётчики в годы войны совершали боевые вылеты. Здесь, в «Остафьево», они свое здоровье поправляли. Отдыхали.

Алексей Пичугин:

— А гарнизон, кстати, до сих пор находится за вашей усадьбой.

Елена Княжева:

— Совершенно верно, гарнизон существует, и нужно отметить, что, в общем-то, после Великой отечественной войны там уже были две военные части, там был завод, который ремонтировал оборудование. Сейчас ситуация совершенно другая, в связи с определёнными условиями, но пока там все нормально, все работает.

Алексей Пичугин:

— А какова судьба Павла Сергеевича Шереметева, последнего владельца? Вот вы говорите, он был заведующим музея, он прожил долгую жизнь, он незадолго до конца Великой отечественной умер.

Елена Княжева:

— Да, он умер в 43-м году. Судьба у него была очень тяжелой, трагичной. После смерти отца своего в 1918-го году он переселился в «Остафьево» со своей семьей, со своим сыном Василием, с ними жила его мать — Екатерина Павловна, в 1924 году она умерла и похоронена в некрополе нашей остафьевской церкви. Павел Сергеевич был первым заведующим музеем после революции. Он описывал коллекции, принимал посетителей, но в последующем он как лицо дворянского происхождения был лишен всех гражданских прав, выселен из «Остафьево» в напрудную башню Новодевичьего монастыря. Сын Василий — замечательный художник, у нас в прошлом году была выставка его работ. Он, к сожалению, умер рано. Но уже после перестройки. Похоронен он на Щербинском кладбище.

Алексей Пичугин:

— А, он жил, наверное, где-то неподалёку.

Елена Княжева:

— Осталась у него дочь, Евдокия Васильевна Шереметева, которая хранит архив своего отца и вообще семьи, и хранит шереметевское наследие российское.

Алексей Пичугин:

— Я помню, ещё в моем детстве говорили, как-то связывали прошлое «Остафьево» пушкинской поры с «Остафьево» современным. Понятно, что это было за какое-то время до меня, но всё равно совминовский писательский санаторий, который существовал, туда приезжали известные писатели, это всё как-то в советских путеводителях увязывалось с тем, что тогда Пушкин, сейчас Маршак, и люди приезжают, отдыхают в том месте, где Пушкин, Вяземский, Грибоедов бывали, Карамзин жил. И как-то все это очень увязывалось с современными писателями, в том числе довоенными: с Ильфом и Петровым, с Маршаком, с писателями шестидесятых годов. Вот что это за период был?

Елена Княжева:

— В основном приезжали в советское время, это был дом отдыха совета министров, ну там в основном отдыхали члены семей. И, конечно, приезжали и поэты, и писатели по приглашению представителей членов семьи. И кстати, именно благодаря им и московскому Союзу писателей тогда, в 1982 году, в «Остафьево» впервые был организован пушкинский праздник поэзии в память об Александре Сергеевиче Пушкине. У истоков этого праздника стояла администрация Подольского муниципального района, международное пушкинское общество, поддерживали эту инициативу и известные пушкинисты наши. Как раз первый пушкинский праздник прошёл очень камерно. Известные в архиве музея фотографии, в овальном зале присутствуют гости, чтение стихов, возложение цветов к памятнику Александра Сергеевича Пушкина. Сейчас, конечно, формат праздника изменился намного на протяжении всего этого времени. Он стал более масштабным, более интересным, помимо встреч с поэтами, с писателями современными, которые приезжают к нам сюда, мы ещё приветствуем самодеятельных поэтов, для которых музей стал площадкой для их творческих начинаний. И это очень хорошо, потому что многие из нас, встречаясь с ними в последующем на каких-то творческих встречах и на концертных мероприятиях, понимают, ощущают гордость, что именно музей стал площадкой и положил начало их интересному масштабному творчеству.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомню, что говорим мы сегодня про усадьбу «Остафьево», чудесное место прямо недалеко от Москвы, в общем-то, Новая Москва, как её принято называть, рядом с Бутово, недалеко от Подольска, находится усадьба «Остафьево». У нас сегодня в гостях находится директор музея-заповедника «Остафьево» -«Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, я уже говорил, что перепланировка территории в 20-м веке отделила Троицкую церковь от усадьбы, но насколько я знаю, какое-то взаимодействие с самой церковью, общиной, приходом и музеем есть. Как оно выглядит?

Юрий Евтюхин:

— Оно выглядит как доброе дружеское соседство. И музей в том числе проводит экскурсии в храме Живоначальной троицы. Отец Михаил, отец Сергий с удовольствием посещают наши мероприятия. Мы дружим, дружим домами, дружим друг другом, всегда готовы помогать друг другу.

Алексей Пичугин:

— В церкви не сохранилось исторических интерьеров, потому что она в советские годы была перестроена.

Елена Княжева:

— Исторические интерьеры не сохранились. Уже в последующем, уже в наше время расписывал её художник Воронков, известный, в общем-то, интерьер храма и росписи воссоздавались по фотографиям, которые были сделаны в конце 19-го — начале 20-го века. Есть ещё один интересный пласт взаимодействия. Буквально несколько лет назад, рядом с нами есть село Рязаново, и там проходил ремонт плотины. Позвонили к нам в музей и сказали, что при ремонте плотины обнаружили надгробия, которые были у основания этой плотины. Представители музея выехали туда, посмотрели, и всё, что было обнаружено: надгробия, какие-то памятные камни, они были привезены в музей. И где-то через год наш музей на территории остафьевского храма, к сожалению, некрополь не сохранился, в предполагаемом месте, где был некрополь храма, наши сотрудники устроили специальную площадку, где они установили поклонный крест и установили камни надгробные, надгробные плиты. Их сейчас можно увидеть на территории нашего остафьевского храма.

Алексей Пичугин:

— Мы ещё не поговорили о том, что в музее самом сохранилось от исторических интерьеров? Что-то ведь наверняка было возвращено в «Остафьево»? Что-то строили заново, что-то восстанавливалось, воссоздавалась, что-то, может быть, просто сохранилось? Ведь совминовский санаторий не подразумевал такого уж прямо варварского отношения и разграбления интерьеров. Если взять в целом усадьбы, близкие к Москве, в Дубровице был животноводческий институт, и там просто по эскизам воссоздали гербовый зал, и, по-моему, там больше ничего и нет от исторических интерьеров. В «Остафьево» совершенно другая история.

Юрий Евтюхин:

— Ну история безусловно другая, но в каком-то смысле схожая. Потому что если говорить об интерьерах, то по большому счёту, интерьеров не сохранилось. В советский период усадьба была перепланирована внутри, была серьезная перепланировка. То есть лестницы в некоторых местах располагались и так далее. Интерьер восстановлен по фотографиям, по каким-то вариантам, потому что было найдено несколько кусков паркета, листов, и рисунок паркета в том числе воссоздан. То есть всё, что внутри новое, но оно максимально соответствующее.

Алексей Пичугин:

— Но вещей, которых касались вяземские, практически нет?

Юрий Евтюхин:

— Мемориальные предметы в музее есть. Теперь от интерьеров к предметам. Это порядка 1200 предметов мемориальных. Большая часть их была передана государственным музеем Пушкина, потому что, когда музей был воссоздан, в 88-м году. Сначала мы были филиалом государственного музея Пушкина, и только в 1994-м году стали самостоятельным федеральным музеем. Тем не менее государственный музей Пушкина передал музею предметы, мемориальные предметы, те, которые были в свое время вывезены из «Остафьево» для формирования новой коллекции музея.

Елена Княжева:

— Я бы хотела ещё добавить, что благодаря ещё Подольскому району нам вернули предметы, которые имели отношение к Шереметевым. Из усадьбы Михайловская. Эта библиотека Сергея Дмитриевича Шереметева и его матери, это кабинетный рояль из их семьи, и одежда, предметы одежды, и предметы декоративно — прикладного искусства. Конечно, библиотека семьи Шереметевых с экслибрисами и владельческими знаками, это уникальный подарок, который сделал нам Подольский район.

Алексей Пичугин:

— Да, усадьба Михайловская, надо напомнить, тем, кто не очень хорошо представляет географию ближнего Подмосковья, это посёлок Шишкин лес. Недалеко от Подольска. Это уже туда, в сторону за Калужском шоссе, к Киевскому шоссе, но тем не менее район Подольский, усадьба Михайловская тоже принадлежала Шереметевым.

Елена Княжева:

— К сожалению, не сохранилось усадьбы.

Алексей Пичугин:

— Усадьбы не сохранилось, сохранился парк и фрагментарно сохранились некоторые строения на территории парка. Там много всего нового, построен храм новый, что-то там от усадебного дома сохранилось фрагментарно. Есть ли какие-то родственники Вяземских, которые или живут в России, или приезжают в «Остафьево», бывают ли какие-то генологические встречи?

Елена Княжева:

— К сожалению, нет. К сожалению, прямых потомков у Вяземских не осталось. У Павла Петровича Вяземского был сын — Пётр Павлович, он ещё до революции по состоянию здоровья уехал за границу, умер он в 1932-м году в Ментоне, во Франции, наследников не оставил. В основном потомки по линии Шереметьевых.

Алексей Пичугин:

— То есть это уже давно прервавшаяся ветвь. Давайте ещё раз напомним, что в ближайшие выходные, в субботу и воскресенье, вы можете посетить прекрасный фестиваль, который проходит уже второй год в усадьбе «Остафьево», «Остафьево» -«Русский Парнас» он называется, это отражено в официальном названии музея-заповедника, и фестиваль, музыкальный марафон «Русский Парнас» приурочен ко Дню любви семьи и верности. Первый фестиваль прошёл в прошлом году, он сразу стал очень популярен. И в этом году Александр Гиндин, пианист, педагог, он в прошлом году приходил к нам на радио и рассказывал о том, что ожидается первый фестиваль. Он прошёл ровно год назад очень успешно. И в этом году все повторяется, все проходит уже во второй раз. И вы, если приедете в ближайшие выходные, сможете послушать симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии. 8 июля все начнётся в полдень, в 12:00, в воскресенье, 9 июля с часу дня, билеты необходимо приобрести, но где и как это сделать, вы можете посмотреть в интернете, на сайте можете посмотреть стоимости все подробности, на сайте музея «Остафьево». Просто забейте в поисковики «музей-усадьба «Остафьево», первая же ссылка будет вести на официальный сайт музея. Во-первых, там много всего интересного, там все афиши мероприятий, которые проходят в «Остафьево». С этим тоже обязательно стоит познакомиться. И помимо «Русского Парнаса», напомните, пожалуйста, 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла у вас тоже большое мероприятие, ещё раз напомните о нём, пожалуйста.

Елена Княжева:

— Мы открываем новый выставочный проект — «Вяземский PRO Фонвизин», и приглашаем всех на это мероприятие. Вообще, у нас этот день особенный. Обязательно в этот день утром в храме Живоначальной Троицы у нас состоится богослужение, затем мы пригласим наших гостей возложить цветы к памятникам Петру Андреевичу Вяземскому и Павлу Петровичу Вяземскому.

В этот день у нас пройдут тематические экскурсии, и, конечно же, венцом этого дня станет открытие выставки — Вяземский про Фонвизин.

Алексей Пичугин:

— Но мы ещё раз хотим напомнить, что в усадьбе «Остафьево» продолжается выставка, о которой мы вам уже рассказывали, святые места Старой Ладоги, она работает до 23 июля. Совсем недавно к нам приходил отец Филарет Пряжников, настоятель Староладожского монастыря, один из организаторов и инициаторов этой выставки, Художники, которые живописали Старую Ладогу, запечатлели её заповедные уголки, эти картины выставлены в «Остафьево». Мы даже с отцом Филаретом говорили, когда он приходил к нам, что нужно какие-то ответные в Старой Ладоге нужно проводить дни «Остафьево», куда приезжает тоже очень много людей, проводить дни усадьбы «Остафьево». Хорошая идея.

Юрий Евтюхин:

— Мы с отцом Филаретом обсуждали это действительно. И я думаю, что мы обязательно до чего-то договоримся в практическом плане, потому что абсолютно хорошая идея, она мне очень понравилась. Не знаю, насчёт в этом году. В этом году мы планируем отправить выставку в Старую Ладогу, а со следующего, может быть, действительно начнём какие-то дни «Остафьево» в Старой Ладоге.

Алексей Пичугин:

— Ну здорово, всё, что происходит. Тем более, что обсуждалось это изначально у нас в студии, откуда, кстати, отец Филарет поехал к вам в усадьбу. Спасибо большое, друзья, напомним, что сегодня у нас в гостях были повтор. Спасибо большое, друзья, приезжайте в «Остафьево», оно совсем рядом с Москвой, с такой большой Москвой, если на машине — это по Варшавскому шоссе до поворота на «Остафьево». И там совсем рядом. На электричке можно приехать, на МЦД до станции Силикатная или до станции щербинка, которая долгое время была перед силикатной, теперь есть платформа «Остафьево», но, к сожалению, автобусов от платформы «Остафьево» в усадьбу оставь его нет, а от щербинки и силикатный есть. Есть автобус от бунинской аллеи в Бутово и откуда ещё? От улицы Горчакова. В общем, добраться до «Остафьево» очень просто. Приезжайте, не пожалеете. Спасибо вам большое, что были с нами на протяжении этого часа, прощаемся, всего доброго, до новых встреч, счастливо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем