«Музей-заповедник „Остафьево“ — „Русский Парнас“». Юрий Евтюхин, Елена Княжева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Музей-заповедник „Остафьево“ — „Русский Парнас“». Юрий Евтюхин, Елена Княжева

* Поделиться

У нас в гостях были Директор государственного музея-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин и Заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева.

Мы говорили об истории и сегодняшней жизни усадьбы Остафьево, а также о ежегодном музыкальном марафоне «Русский Парнас».

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать и с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей, сегодня мы будем говорить о замечательном месте, хотел сказать, ближнем Подмосковье, но уже лет чуть больше 10 это Новая Москва, музей-заповедник «Остафьево». Мы неоднократно его вспоминали в наших программах в связи с мероприятиями, которые в «Остафьево» проходят, сегодня у нас замечательная возможность поговорить с руководителями музея-заповедника. У нас в гостях директор музея-заповедника «Остафьево» -«Русский Парнас», Юрий Евтюхин. Юрий Алексеевич, здравствуйте.

Юрий Евтюхин:

— Здравствуйте.

Алексей Пичугин:

— И заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, Елена Ивановна, добрый вечер.

Елена Княжева:

— Добрый вечер.

Алексей Пичугин:

— Мы не просто так сегодня собираемся, с одной стороны, мы хотели бы поговорить об истории, о традициях замечательных, почему «Русский Парнас», о современности, а с другой стороны, ещё пригласить вас на фестиваль, уже второй год в «Остафьево» проходит музыкальный марафон «Русский Парнас». В этом году 8 и 9 июля он пройдёт, совсем скоро, в эти выходные, это масштабный праздник музыки, который приурочен ко Дню любви, семьи и верности. Первый фестиваль состоялся год назад, он был очень популярен, во-первых, это атмосфера самого «Остафьево», где сохраняется культура, которая создавалась Вяземскими, людьми, которые к ним приезжали, это весь цвет русской интеллигенции 19-го века, первой половины 19-го века. Ну и, конечно же, в самом фестивале принимали участие известные музыканты, классическая музыка, которую можно послушать только на небольшом количестве концертных площадок. И вот художественный руководитель самого марафона, заслуженный артист России Александр Гиндин, знаменитый педагог, пианист, он так и руководит фестивалем уже второй год. И я хочу сразу сказать, что на площадках 8 и 9 июля выступит очень много интересных коллективов. Это симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии и многие, многие другие музыканты. То есть, смотрите, очень и очень советую вам приехать в эти выходные в «Остафьево», если есть такая возможность, и замечательно провести один или два дня вместе с замечательной классической, джазовой музыкой. Но мы сегодня хотели бы в первую очередь поговорить об истории усадьбы «Остафьево», об этом замечательном месте, где действительно собирались в 19-м веке известнейшие люди того времени, в 20-м веке, до революции, это было популярное место, и в советское время тут ещё был и санаторий, совминовский санаторий. Ну давайте обо всём по порядку. Уважаемые гости, кто начнёт рассказывать?

Елена Княжева:

— Наша усадьба известна ещё с 17-го века. И первое упоминание о ней встречается в древних книгах. Среди основателей «Остафьево» были такие представители известных дворянских фамилий, как Ляпуновы, Апраксины, Голицыны, но выделялся среди владельцев усадьбы промышленник из тульских крестьян, купец Кузьма Матвеевич Матвеев, который в «Остафьево» выстроил суконную фабрику, и на том месте, где сейчас стоит знаменитый остафьевский дворец, у него была своя усадьба, большой двухэтажный дом под тисовой крышей, вокруг дома находились хозяйственные постройки, а за домом Матвеев разбил фруктовый сад и высадил знаменитую липовую аллею, которую в последующем владельцы, Вяземские, которые придут сюда в 1792 году, они её сохранят, и на месте старой остафьевской усадьбы Матвеевых, они выстроят знаменитый дворец в стиле итальянского палаццо, которым мы любуемся сейчас.

Алексей Пичугин:

— А надо сказать, что направление тогда вот это южное от Москвы, оно было достаточно популярным, вспомнить только соседние Дубровицы, которые принадлежали Голицыным, где до сих пор усадебный дом сохранился, самое главное — красивейшая церковь Знаменская.

Елена Княжева:

— Да. Это и Суханово можно вспомнить, Знаменское-Садки, вообще южное и юго-западное направление были очень популярно среди дворян того периода. И, кстати, известность к остафьевской усадьбе пришла как раз в первой трети 19-го века. Когда её владельцем стал будущий поэт, литературный критик, друг Александра Сергеевича Пушкина, князь Пётр Андреевич Вяземский. Именно в этот период «Остафьево» стало прибежищем многих выдающихся литературных представителей золотого века нашей культуры. И, конечно же, Карамзин, который в течение 12 лет жил в Остафьево, он был родственником Петра Андреевича Вяземского, женат был на его сестре. И в «Остафьево» он написал восемь из 12 томов Истории государства Российского. И, конечно же, Пушкин, который приезжал в «Остафьево» неоднократно, и именно благодаря Пушкину усадьба в последующем получила свое прекрасное название «Русский Парнас».

Алексей Пичугин:

— Можно пояснить про Парнас. Почему «Русский Парнас». С чем это было связано?

Елена Княжева:

— Скорее всего, провели такую ассоциацию с древней Грецией, где есть гора Парнас, где бог Аполлон собирал своих муз. Сюда, в Остафьево, приезжали русская интеллигенция, которая служила этим музам, потому что здесь были и поэты, и писатели, и много известных людей, которые служили этим музам. Поэтому «Русский Парнас». Именно аллею в парке ассоциировали с Парнасом, потому что они гуляли и любили ходить, наши замечательные поэты и писатели. И поэтому, проводя такую ассоциацию, назвали аллею «Русский Парнас», а потом это название уже перешло на всю усадьбу.

Алексей Пичугин:

— Действительно место очень красивое. Я достаточно давно последний раз был там, несколько лет назад, я был именно в самой усадьбе, я, к сожалению, в последние годы только мимо проезжаю, надо будет к вам снова заехать, но я помню, насколько аккуратно все сделано, всё с такой большой любовью поддерживается, не только усадьба, усадебные постройки, ну и парк, газон перед самой усадьбой, это все очень дорогого стоит. Сейчас мы вернёмся к истории «Остафьево», мы забыли для тех, кто просто приехал в музей, или на фестиваль, рассказать, как проще всего добраться до усадьбы «Остафьево». Поскольку это совсем рядом с московской кольцевой дорогой, буквально несколько километров от московских уже более-менее старых районов типа Бутово, Бутово стало районом, Господи, до чего дожили! Действительно несколько километров от Бутово, ну как проще всего добраться до «Остафьево»?

Юрий Евтюхин:

— Ну проще, если говорить об общественном транспорте, то самый простой, как мне кажется, вариант — это от метро Бунинская аллея, маршруткой, она в пути 10 — 15 минут, и вы на месте. Есть также городские автобусы от улицы Горчакова ходит московский автобус 802-й номер, или от станции Щербинка и Силикатная, соответственно автобусом до музея буквально 5 минут. Что касается платформы Остафьево, несмотря на полную идентичность названию музея, к сожалению, прямого сообщения между платформой «Остафьево» и музеем «Остафьево» нет. Поэтому так или иначе, если выйти на станции «Остафьево», в любом случае придётся добираться через Щербинку с пересадкой на автобус.

Алексей Пичугин:

— Но платформа «Остафьево» совсем новая, она несколько лет назад появилась, поэтому, наверное, как-то свяжут её, историческое название с усадьбой должно как-то и транспортно быть связано.

Юрий Евтюхин:

— Мы на это будем надеется.

Алексей Пичугин:

— Ну Вяземский — это первая половина 19-го века, это такой рассвет «Остафьево», когда и Карамзин жил, и Пушкин приезжал. Кстати, о пушкинском пребывании в «Остафьево» что-то известно?

Елена Княжева:

— Известно о трёх пребываниях Пушкина в «Остафьево». Впервые он приехал в июне, начале июня 1830 г., приехал он к Вере Фёдоровне Вяземской, жене поэта, он был знаком с ней с 1804 года, познакомились они в Одессе, и она стала для него очень добрым и близким другом. Именно в июне он приехал к ней, чтобы обговорить вопросы предстоящей женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой. И речь даже шла о том, чтобы устроить свадьбу в «Остафьево», Но в силу определённых причин, в силу нездоровья Веры Фёдоровны Вяземской, этого не произошло. Вера Фёдоровна не смогла присутствовать на свадьбе у Пушкина, а Пётр Андреевич Вяземский и его маленький сын Павел, они на свадьбе присутствовали. И даже маленький сын Павел нес перед молодыми икону. Второй раз Александр Сергеевич Пушкин приехала в декабре 1830-го уже года, как раз перед этим он находился в Болдине, в Москве тогда свирепствовала холера, и Пушкин холеру пережидал в Болдино, а Пётр Андреевич Вяземский был в «Остафьево», на так называемом холерном карантине. И вот когда уже все кордоны были сняты, Александр Сергеевич приехал в «Остафьево». И конечно, это был самый замечательный день, о котором вспоминали и дети Вяземских, и сам Пётр Андреевич Вяземский. Он говорил, что это был самый счастливый день в его жизни. Они читали друг другу написанные в этот период произведения. Пушкин читал главы «Евгения Онегина», Вяземский перевод романа Бенджамина Константа «Адольф», который он посвятил Александру Сергеевичу Пушкину. И третий приезд Пушкина был на святки в 1831-м году. И как раз был бал, и замечательно провели время, съехались гости, было очень весело и радостно. Я бы хотела также отметить, что, может быть, многие скажут: ну три приезда Пушкина, что это такое, это, может быть, и мало, можно было бы чаще. Но любое место, где бы Пушкин побывал хотя бы один раз, считается пушкинским. И «Остафьево» — это пушкинское место, самое знаковое. У нас в память об Александре Сергеевиче Пушкине уже последние владельцы в парке поставили ему памятник. Это было в 1913-м году, такой уютный, очень камерный, и на передней грани постамента высечены строчки: «Он между нами жил». Такое посвящение Пушкину. И вообще, в «Остафьево» хранят память об Александре Сергеевиче, у нас каждый год проходят пушкинские праздники поэзии, мы вспоминаем о Пушкине и 10 февраля, в день его памяти, и у нас проводятся экскурсии, организуются лекционные программы и выставки мы устраиваем. И кстати, в следующем году мы будем отмечать 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, к этому событию наш музей подготовил очень большой экспозиционный проект, мы будем открывать постоянную экспозицию: «Пушкин и «Остафьево». Это будет наш ответ и наша дань памяти великому русскому российскому поэту.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня директор государственного музея-заповедника «Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, сейчас мы будем возвращаться к истории усадьбы «Остафьево», но параллельно говорить о современности, о музее, о фестивале, что очень важно, о фестивале, который в грядущие выходные, 8 и 9 июля будет проходить в «Остафьево». Это фестиваль, который называется музыкальный марафон «Русский Парнас», приурочен ко Дню семьи, любви и верности, уже второй год он проходит, его руководитель заслуженный артист России Александр Гидин, знаменитый пианист. Вы, если приедете в грядущие выходные в «Остафьево», сможете послушать симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии и многих, многих других замечательных музыкантов, несколько сцен будет открыто, и вроде погода будет неплохая, по крайней мере, если верить прогнозу на несколько дней вперёд. Мы будем надеется, что и погода будет сопутствовать. Вы знаете, такая почти середина лета, это тёплые вечера, это красивая музыка, это прекрасная усадьба «Остафьево», приезжайте, не пожалеете. Что сейчас в музее «Остафьево»?

Юрий Евтюхин:

— Сейчас по-прежнему на месте усадьбы, в которой работают как постоянные экспозиции, так и временные выставки, естественно, все также ухоженный парк, который любят наши посетители для прогулок, периодически мы делаем разные активности, для того, чтобы обеспечить повторное посещение музея-усадьбы. Например, каждые выходные у нас проходят концерты.

Алексей Пичугин:

— То есть фестиваль в данном случае — это уникальное событие, но он хорошо вписывается вообще в ваши повседневные музыкальные вечера?

Юрий Евтюхин:

— Да, он уникальное, потому что это достаточно трудоемкое мероприятие, не скрою, и он, ну я не знаю, кто из них кого дополняет, музыкальные вечера у нас есть всегда, а это такая концентрация музыкальной истории. И здесь, конечно, немножечко другой формат фестиваля. Потому что фестиваль — это open Air, а я говорю о камерных концертах, которые проходят в овальном зале усадьбы. Помимо этого, у нас есть мастер-классы для детей.

Алексей Пичугин:

— Но это, в общем, тоже все здорово и прекрасно.

Юрий Евтюхин:

— Ну и лето — славная пора, конечно же, работает лодочная станция, которая тоже очень любима нашими посетителями.

Алексей Пичугин:

— Вы пять лет возглавляете усадьбу «Остафьево». Что за это время вы можете считать главным достижением, за эти пять лет? Что удалось сделать и что планируете из таких значимых проектов развивать?

Юрий Евтюхин:

— Главным достижением? Отдельные главные достижения сложно выделить. Я бы в целом отметил развитие усадьбы, это открытость для населения, это открытость для работы с коллегами, это обширная выставочная программа. Ежегодно у нас увеличивается количество выставок, помимо количества мы также уделяем внимание качеству. То есть стараемся делать такие более серьезные проекты, ну и как индикатор всего, это, конечно же, рост показателей — посещаемости, в первую очередь, я про медиа-индекс и прочее, про цитируемость. Усадьба стала известной, про усадьбу заговорили, об усадьбе узнали даже те, кто десятки лет проезжали мимо.

Алексей Пичугин:

— Удивительно, что можно проезжать мимо «Остафьево», есть два важных события, связанных с этим местом. Событие — это усадьба «Остафьево», про которую мы сегодня говорим, это огромный бывший военный сейчас совместного базирования аэродром, который при усадьбе находится. Что только с ним не пытались сделать. И снести, пытались закрыть в девяностые годы, но вот тем не менее он прекрасно себе работает. Сейчас вокруг достаточно много всего строится, Новая Москва растёт, Подольск, и поэтому «Остафьево» сейчас станет в центре. С одной стороны, раньше, я ещё это помню, такой достаточно тихий уголок Подмосковья, потому что этот уголок между Подольском и Москвой он для меня очень близок, я там рос, неподалёку от Подольска, я все там хорошо представляю, я помню, как в конце восьмидесятых-в начале девяностых, когда это такие очень тихие места были между Подольском и Москвой, только- только начинало строиться Бутово, и «Остафьево» сейчас может встать в центре огромных жилых кварталов, и для людей, которые туда будут переезжать, которые будут вот эти человейники заселять, усадьба «Остафьево» будет прекрасным местом, где можно гулять с детьми, куда можно приходить, в чудесную усадьбу, в парк, главное, конечно, чтобы количество людей, которые желают приехать в «Остафьево» не превышало возможности усадьбы принять их. Что сейчас предлагается посетителям? Раньше это было единое пространство, Троицкая церковь очень красивая, сейчас она отдельно стоит от усадьбы, перепланирование 20-го века внесло свои коррективы, приходская замечательная церковь, и сама усадьба, в которой есть главное усадебное здание, дворец, а что ещё?

Юрий Евтюхин:

— Если говорить об экспозиционных пространствах, то на территории ещё находится кабинет медали, где особая уникальная коллекция памятных медалей, то есть мы говорим не о наградных, а о памятных прошлого века медалях. Из экспозиционного, наверное, пока всё. Кабинет медалей и главный усадебный дом. Всё остальное — это, скорее, активности уже. Что-то типа фестиваля, музыкального марафона, пушкинского праздника, и мы стараемся наполнить нашу годовую сетку мероприятий достаточно ровно, чтобы постоянно что-то было. То есть, чтобы люди, приехавшие в усадьбу, могли посетить какое-то мероприятие, и вместе с тем насладиться атмосферой и тишиной. То есть не перегружая, ровным слоем.

Елена Княжева:

— Я хотела бы дополнить о том, что у нас уже сложился определённый круг посетителей, которые к нам приезжают практически каждый день. Для таких посетителей у нас есть абонементы, которыми они могут воспользоваться. И люди приезжают к нам на целый день многие, приезжают с детьми, приезжают с родителями пожилого возраста, и каждый находит для себя что-то интересное. Кто-то идёт на концерт, на мероприятия, кто-то в парке просто гуляет, кто-то приходит на наши выставки. Люди приезжают на целый день. У нас есть на территории точки питания, есть свое собственное кафе, и гости, которые приезжают, с удовольствием посещают наши кафе, где предложат очень хорошее разнообразное меню.

Юрий Евтюхин:

— Здесь ещё нужно заметить, что является новой категорией посетителей, они пока единичные, ну раньше я не замечал, это люди, которые приезжают поработать. Дело в том, что на территории в партерной части музея у нас бесплатный вай-фай, и мне кажется, что может быть чудеснее: сидеть на лавочке с ноутбуком с видом на пруд, с чашкой кофе и наслаждаясь природой?

Алексей Пичугин:

— Хорошо, когда руководство музея об этом говорит в положительном ключе. Не то, чтобы: вы тут... Купили билет, идите смотрите.

Юрий Евтюхин:

— Нет, нет. Только мы приветствуем. И стараемся, чтобы наша работа была направлена на то, чтобы сделать музей привлекательным для всех категорий.

Алексей Пичугин:

— Давайте сейчас прервемся буквально на минуту, и перед тем, как мы уйдём на перерыв, мы напомним, что мы сегодня говорим о замечательной московской, ещё недавно подмосковной усадьбе «Остафьево», где есть замечательный музей, и где в ближайшие выходные пройдёт фестиваль «Русский Парнас» 2023, который приурочен ко Дню любви, семьи и верности, второй год фестиваль проходит, и если вы приедете 8 или 9, в субботу, 8 июля с 12 часов дня, с полудня, и в воскресенье, 9 июля, с часу дня, вы попадёте на фестиваль «Русский Парнас», послушаете замечательную классическую музыку и джазовые произведения, и просто чудесно проведёте два тёплых летних вечера в окружении прекрасной музыки, искусства, и конечно же, обрамлением всего этого будет усадьба «Остафьево» , если вы ещё не были в «Остафьево», живёте в Москве, будете в Москве, планируете посетить Москву, обязательно приезжайте в «Остафьево», потому что это удивительно чистый и спокойный уголок, где надо побывать. Я просто очень хорошо помню свои приезды в «Остафьево», это всегда очень тёплые чувства, в это место всегда хочется вернуться, я уже несколько лет в «Остафьево» не был, но это из-за какой-то большой занятости, мимо все время проезжаешь, смотришь, понимаешь, что вот как здорово, и едешь дальше. Я себе ставлю, конечно же, минус, потому что надо иногда остановиться, зайти, попасть в дворец, просто прогуляться, подышать свежим воздухом, посмотреть какой красивый парк, как люди гуляют, «Остафьево» — это такое очень важное место. Может быть, для меня важное, это какие-то мои детские впечатления, ассоциации, но я смею предположить и надеяться, что нет, что всем это должно понравиться. Это такое чудесное место — Остафьево, и сегодня мы здесь на Радио ВЕРА с руководителями музея. Директор музея-заповедника оставь его «Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, мы все вместе в эту студию буквально через минуту вернёмся.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио, мы сегодня говорим о музее заповеднике «Остафьево»-«Русский Парнас», у нас в гостях директор музея Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, меня зовут Алексей Пичугин, и давайте мы сейчас вернёмся к истории усадьбы. Мы, Елена Ивановна, кажется, не говорили, что «Остафьево» — это помимо всего прочего, это ещё и важная веха в истории русской аэронавтики, здесь же приземлилась первая русская женщина аэронавт Прасковья Гагарина. Расскажите об этом.

Елена Княжева:

— Дело в том, что вокруг этой ситуации очень много наросло различных легенд и различных разговоров. Говорили о том, что Прасковья Гагарина — это будущая тёща князя Петра Андреевича Вяземского, совершила из Москвы полёт на воздушном шаре. И воздушный шар в силу определённых погодных условий приземлился у нас, в «Остафьево». Ну и даже на аксонометрическом плане, который имеется у нас в усадьбе, указано место, где приземлился воздушный шар.

Алексей Пичугин:

— То есть место сохранила память. Всегда было известно, что это именно здесь?

Елена Княжева:

— Именно здесь, но опять же кто был на воздушном шаре — это ещё загадка. Возможно была она, возможно был кто-то из французской делегации, Андре-Жак Гарнерен, которые опробовали, якобы они вылетели из Царицыно и приземлились здесь, в «Остафьево». Конечно, как было на самом деле, нам ещё предстоит разобраться, кто был на воздушном шаре. Но дело в том, что Пётр Андреевич Вяземский позже в своих воспоминаниях писал о том, что он помнил, что в одной из комнат усадебного дома сохранились фрагменты этого шара и сохранились фрагменты корзины.

Алексей Пичугин:

— Но сейчас этого нет ничего?

Елена Княжева:

— Сейчас этого нет ничего. Потому что все, кто знает историю усадьбы, помнит, что в 30-м году, в 1930-м году, музей был закрыт. И все эти коллекции, которые находились в доме, которые собирали князья Вяземские, а их владели Остафьевым четыре поколения князей Вяземских, и каждый внёс какую-то свою лепту в историю усадьбы и в процесс коллекционирования. Можно сказать, что только одних листов-гравюр было порядка 10 000, библиотека насчитывала более 30 000 томов, были предметы и старые немецкие, и голландской пластики, и декоративно-прикладное искусство. И всё это в одночасье было вывезено. И в настоящее время наши предметы, «Остафьево», находятся более чем в 21 учреждении культуры нашей страны. Есть даже наши предметы, мы недавно выяснили, даже в Беларуси.

Алексей Пичугин:

— А это же очень легко объяснимо. Ведь в советское время, я, правда, не знаю, когда конкретно, но, судя по всему, это было достаточно долгое время, с довоенных времён ну фактически до перестройки, когда существовал фонд минкультовский, и какой-нибудь небольшой провинциальный музей из этого фонда получал, скажем, три картины Шишкина, три картины Айвазовского, портрет из усадьбы «Остафьево», ещё что-то. И это, с одной стороны, было неплохо, потому что человек, живущий за несколько тысяч километров от Русского музея, мог пойти посмотреть в ближайшую галерею в нескольких десятков километров от его села, Айвазовского настоящего, в подлиннике, ну вот это действительно таким образом из Остафьево попадали по всей России.

Елена Княжева:

— Да, попадали. Но я хочу сказать, что у нас в настоящее время сложилась очень хорошая практика взаимодействия с нашими музеями — держателями остафьевских коллекций. Мы очень хорошо с ними сотрудничаем, и предметы, которые находятся в других музеях, остафьевские, они участвуют в наших временных выставках. Кстати, хотела бы сказать о том, что вот 12 июля, а мы отмечаем этот день ежегодно, это день Петра и Павла, день именин Петра Андреевича Вяземского и его сына Павла Петровича Вяземского. И в этот день у нас открывается выставка, называется она «Вяземский PRO Фонвизин». И в этой выставке будут принимать участие Государственный музей истории российской литературы имени Даля, Государственный музей Пушкина и Российский государственный архив литературы и искусства, куда ушел основной корпус документов остафьевского архива. И мы благодарны нашим музеям, которые откликнулись на нашу просьбу и примут участие в этом выставочном проекте, «Вяземский PRO Фонвизин», открытие 12 июля.

Алексей Пичугин:

— Вот, это важно, спасибо, что вы про это сказали, потому что через буквально несколько дней после фестиваля, вдруг на фестиваль не сможете приехать, а вдруг вы сможете и на фестиваль, и 12 июля в «Остафьево» приехать, то есть поводов для того, чтобы посетить это замечательное место — множество. Кстати, ещё про воздухоплавание. Андре жонглируя, который тоже находился в этом воздушном шаре, на корзине воздушного шара, тоже прилетевший в «Остафьево». Это действительно известный французский изобретатель. Фактически он изобрёл тот вид парашюта, который используется сейчас. Правда, он был воздухоплавателем, жизнь у него была короткая, но не потому, что он погиб в связи испытанием какого-то летательного шара, его убила портьера в театре. Вот такие повороты судьбы. Пошёл в театр человек, встал не на то место, и портьера, упавшая, придавила его. Не знаю уж, какая там тяжелая портьера была. Тем не менее это факт. Дело было в Париже, но вот в «Остафьево» он тоже отметился. Давайте ещё поговорим об истории усадьбы. Что же было после пушкинской поры, во второй половине 19-го века? А ведь история владельческая продолжалась практически до революции, ну музей появился ещё до революции. Как все это происходило, как это выглядело, кто был владельцем?

Юрий Евтюхин:

— Первый музей в «Остафьево» был открыт в 1899-м году, к столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Просуществовал до 1930 г. Что, кстати, было интересно, даже после революции, в 1918-м году, музей не перестал быть музеем. И Шереметев Павел Сергеевич, последний владелец, фактически стал заведующим музеем. А после 1930 г. музей ждала трагическая судьба в 30-м году. А в здании усадьбы чего только не было. И пионерский лагерь, в военный период был лазарет.

Елена Княжева:

— Реабилитационный госпиталь, потому что как раз вы говорили о военном аэродроме, так вот вообще военный аэродром в «Остафьево» существовал с 1934 г., он вообще был открыт как аэродром НКВД. А уже позже там лётчики в годы войны совершали боевые вылеты. Здесь, в «Остафьево», они свое здоровье поправляли. Отдыхали.

Алексей Пичугин:

— А гарнизон, кстати, до сих пор находится за вашей усадьбой.

Елена Княжева:

— Совершенно верно, гарнизон существует, и нужно отметить, что, в общем-то, после Великой отечественной войны там уже были две военные части, там был завод, который ремонтировал оборудование. Сейчас ситуация совершенно другая, в связи с определёнными условиями, но пока там все нормально, все работает.

Алексей Пичугин:

— А какова судьба Павла Сергеевича Шереметева, последнего владельца? Вот вы говорите, он был заведующим музея, он прожил долгую жизнь, он незадолго до конца Великой отечественной умер.

Елена Княжева:

— Да, он умер в 43-м году. Судьба у него была очень тяжелой, трагичной. После смерти отца своего в 1918-го году он переселился в «Остафьево» со своей семьей, со своим сыном Василием, с ними жила его мать — Екатерина Павловна, в 1924 году она умерла и похоронена в некрополе нашей остафьевской церкви. Павел Сергеевич был первым заведующим музеем после революции. Он описывал коллекции, принимал посетителей, но в последующем он как лицо дворянского происхождения был лишен всех гражданских прав, выселен из «Остафьево» в напрудную башню Новодевичьего монастыря. Сын Василий — замечательный художник, у нас в прошлом году была выставка его работ. Он, к сожалению, умер рано. Но уже после перестройки. Похоронен он на Щербинском кладбище.

Алексей Пичугин:

— А, он жил, наверное, где-то неподалёку.

Елена Княжева:

— Осталась у него дочь, Евдокия Васильевна Шереметева, которая хранит архив своего отца и вообще семьи, и хранит шереметевское наследие российское.

Алексей Пичугин:

— Я помню, ещё в моем детстве говорили, как-то связывали прошлое «Остафьево» пушкинской поры с «Остафьево» современным. Понятно, что это было за какое-то время до меня, но всё равно совминовский писательский санаторий, который существовал, туда приезжали известные писатели, это всё как-то в советских путеводителях увязывалось с тем, что тогда Пушкин, сейчас Маршак, и люди приезжают, отдыхают в том месте, где Пушкин, Вяземский, Грибоедов бывали, Карамзин жил. И как-то все это очень увязывалось с современными писателями, в том числе довоенными: с Ильфом и Петровым, с Маршаком, с писателями шестидесятых годов. Вот что это за период был?

Елена Княжева:

— В основном приезжали в советское время, это был дом отдыха совета министров, ну там в основном отдыхали члены семей. И, конечно, приезжали и поэты, и писатели по приглашению представителей членов семьи. И кстати, именно благодаря им и московскому Союзу писателей тогда, в 1982 году, в «Остафьево» впервые был организован пушкинский праздник поэзии в память об Александре Сергеевиче Пушкине. У истоков этого праздника стояла администрация Подольского муниципального района, международное пушкинское общество, поддерживали эту инициативу и известные пушкинисты наши. Как раз первый пушкинский праздник прошёл очень камерно. Известные в архиве музея фотографии, в овальном зале присутствуют гости, чтение стихов, возложение цветов к памятнику Александра Сергеевича Пушкина. Сейчас, конечно, формат праздника изменился намного на протяжении всего этого времени. Он стал более масштабным, более интересным, помимо встреч с поэтами, с писателями современными, которые приезжают к нам сюда, мы ещё приветствуем самодеятельных поэтов, для которых музей стал площадкой для их творческих начинаний. И это очень хорошо, потому что многие из нас, встречаясь с ними в последующем на каких-то творческих встречах и на концертных мероприятиях, понимают, ощущают гордость, что именно музей стал площадкой и положил начало их интересному масштабному творчеству.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомню, что говорим мы сегодня про усадьбу «Остафьево», чудесное место прямо недалеко от Москвы, в общем-то, Новая Москва, как её принято называть, рядом с Бутово, недалеко от Подольска, находится усадьба «Остафьево». У нас сегодня в гостях находится директор музея-заповедника «Остафьево» -«Русский Парнас» Юрий Евтюхин, заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Елена Княжева, я уже говорил, что перепланировка территории в 20-м веке отделила Троицкую церковь от усадьбы, но насколько я знаю, какое-то взаимодействие с самой церковью, общиной, приходом и музеем есть. Как оно выглядит?

Юрий Евтюхин:

— Оно выглядит как доброе дружеское соседство. И музей в том числе проводит экскурсии в храме Живоначальной троицы. Отец Михаил, отец Сергий с удовольствием посещают наши мероприятия. Мы дружим, дружим домами, дружим друг другом, всегда готовы помогать друг другу.

Алексей Пичугин:

— В церкви не сохранилось исторических интерьеров, потому что она в советские годы была перестроена.

Елена Княжева:

— Исторические интерьеры не сохранились. Уже в последующем, уже в наше время расписывал её художник Воронков, известный, в общем-то, интерьер храма и росписи воссоздавались по фотографиям, которые были сделаны в конце 19-го — начале 20-го века. Есть ещё один интересный пласт взаимодействия. Буквально несколько лет назад, рядом с нами есть село Рязаново, и там проходил ремонт плотины. Позвонили к нам в музей и сказали, что при ремонте плотины обнаружили надгробия, которые были у основания этой плотины. Представители музея выехали туда, посмотрели, и всё, что было обнаружено: надгробия, какие-то памятные камни, они были привезены в музей. И где-то через год наш музей на территории остафьевского храма, к сожалению, некрополь не сохранился, в предполагаемом месте, где был некрополь храма, наши сотрудники устроили специальную площадку, где они установили поклонный крест и установили камни надгробные, надгробные плиты. Их сейчас можно увидеть на территории нашего остафьевского храма.

Алексей Пичугин:

— Мы ещё не поговорили о том, что в музее самом сохранилось от исторических интерьеров? Что-то ведь наверняка было возвращено в «Остафьево»? Что-то строили заново, что-то восстанавливалось, воссоздавалась, что-то, может быть, просто сохранилось? Ведь совминовский санаторий не подразумевал такого уж прямо варварского отношения и разграбления интерьеров. Если взять в целом усадьбы, близкие к Москве, в Дубровице был животноводческий институт, и там просто по эскизам воссоздали гербовый зал, и, по-моему, там больше ничего и нет от исторических интерьеров. В «Остафьево» совершенно другая история.

Юрий Евтюхин:

— Ну история безусловно другая, но в каком-то смысле схожая. Потому что если говорить об интерьерах, то по большому счёту, интерьеров не сохранилось. В советский период усадьба была перепланирована внутри, была серьезная перепланировка. То есть лестницы в некоторых местах располагались и так далее. Интерьер восстановлен по фотографиям, по каким-то вариантам, потому что было найдено несколько кусков паркета, листов, и рисунок паркета в том числе воссоздан. То есть всё, что внутри новое, но оно максимально соответствующее.

Алексей Пичугин:

— Но вещей, которых касались вяземские, практически нет?

Юрий Евтюхин:

— Мемориальные предметы в музее есть. Теперь от интерьеров к предметам. Это порядка 1200 предметов мемориальных. Большая часть их была передана государственным музеем Пушкина, потому что, когда музей был воссоздан, в 88-м году. Сначала мы были филиалом государственного музея Пушкина, и только в 1994-м году стали самостоятельным федеральным музеем. Тем не менее государственный музей Пушкина передал музею предметы, мемориальные предметы, те, которые были в свое время вывезены из «Остафьево» для формирования новой коллекции музея.

Елена Княжева:

— Я бы хотела ещё добавить, что благодаря ещё Подольскому району нам вернули предметы, которые имели отношение к Шереметевым. Из усадьбы Михайловская. Эта библиотека Сергея Дмитриевича Шереметева и его матери, это кабинетный рояль из их семьи, и одежда, предметы одежды, и предметы декоративно — прикладного искусства. Конечно, библиотека семьи Шереметевых с экслибрисами и владельческими знаками, это уникальный подарок, который сделал нам Подольский район.

Алексей Пичугин:

— Да, усадьба Михайловская, надо напомнить, тем, кто не очень хорошо представляет географию ближнего Подмосковья, это посёлок Шишкин лес. Недалеко от Подольска. Это уже туда, в сторону за Калужском шоссе, к Киевскому шоссе, но тем не менее район Подольский, усадьба Михайловская тоже принадлежала Шереметевым.

Елена Княжева:

— К сожалению, не сохранилось усадьбы.

Алексей Пичугин:

— Усадьбы не сохранилось, сохранился парк и фрагментарно сохранились некоторые строения на территории парка. Там много всего нового, построен храм новый, что-то там от усадебного дома сохранилось фрагментарно. Есть ли какие-то родственники Вяземских, которые или живут в России, или приезжают в «Остафьево», бывают ли какие-то генологические встречи?

Елена Княжева:

— К сожалению, нет. К сожалению, прямых потомков у Вяземских не осталось. У Павла Петровича Вяземского был сын — Пётр Павлович, он ещё до революции по состоянию здоровья уехал за границу, умер он в 1932-м году в Ментоне, во Франции, наследников не оставил. В основном потомки по линии Шереметьевых.

Алексей Пичугин:

— То есть это уже давно прервавшаяся ветвь. Давайте ещё раз напомним, что в ближайшие выходные, в субботу и воскресенье, вы можете посетить прекрасный фестиваль, который проходит уже второй год в усадьбе «Остафьево», «Остафьево» -«Русский Парнас» он называется, это отражено в официальном названии музея-заповедника, и фестиваль, музыкальный марафон «Русский Парнас» приурочен ко Дню любви семьи и верности. Первый фестиваль прошёл в прошлом году, он сразу стал очень популярен. И в этом году Александр Гиндин, пианист, педагог, он в прошлом году приходил к нам на радио и рассказывал о том, что ожидается первый фестиваль. Он прошёл ровно год назад очень успешно. И в этом году все повторяется, все проходит уже во второй раз. И вы, если приедете в ближайшие выходные, сможете послушать симфонический оркестр «Musica Viva» под руководством Александра Рудина, «Минин-хор», руководитель которого Тимофей Гольберг, Джазовое Трио под управлением Даниила Крамера, камерный оркестр «Московская камерата», «Центр Оперного Пения имени Галины Вишневской», Ансамбль Гнесинской Барочной Академии. 8 июля все начнётся в полдень, в 12:00, в воскресенье, 9 июля с часу дня, билеты необходимо приобрести, но где и как это сделать, вы можете посмотреть в интернете, на сайте можете посмотреть стоимости все подробности, на сайте музея «Остафьево». Просто забейте в поисковики «музей-усадьба «Остафьево», первая же ссылка будет вести на официальный сайт музея. Во-первых, там много всего интересного, там все афиши мероприятий, которые проходят в «Остафьево». С этим тоже обязательно стоит познакомиться. И помимо «Русского Парнаса», напомните, пожалуйста, 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла у вас тоже большое мероприятие, ещё раз напомните о нём, пожалуйста.

Елена Княжева:

— Мы открываем новый выставочный проект — «Вяземский PRO Фонвизин», и приглашаем всех на это мероприятие. Вообще, у нас этот день особенный. Обязательно в этот день утром в храме Живоначальной Троицы у нас состоится богослужение, затем мы пригласим наших гостей возложить цветы к памятникам Петру Андреевичу Вяземскому и Павлу Петровичу Вяземскому.

В этот день у нас пройдут тематические экскурсии, и, конечно же, венцом этого дня станет открытие выставки — Вяземский про Фонвизин.

Алексей Пичугин:

— Но мы ещё раз хотим напомнить, что в усадьбе «Остафьево» продолжается выставка, о которой мы вам уже рассказывали, святые места Старой Ладоги, она работает до 23 июля. Совсем недавно к нам приходил отец Филарет Пряжников, настоятель Староладожского монастыря, один из организаторов и инициаторов этой выставки, Художники, которые живописали Старую Ладогу, запечатлели её заповедные уголки, эти картины выставлены в «Остафьево». Мы даже с отцом Филаретом говорили, когда он приходил к нам, что нужно какие-то ответные в Старой Ладоге нужно проводить дни «Остафьево», куда приезжает тоже очень много людей, проводить дни усадьбы «Остафьево». Хорошая идея.

Юрий Евтюхин:

— Мы с отцом Филаретом обсуждали это действительно. И я думаю, что мы обязательно до чего-то договоримся в практическом плане, потому что абсолютно хорошая идея, она мне очень понравилась. Не знаю, насчёт в этом году. В этом году мы планируем отправить выставку в Старую Ладогу, а со следующего, может быть, действительно начнём какие-то дни «Остафьево» в Старой Ладоге.

Алексей Пичугин:

— Ну здорово, всё, что происходит. Тем более, что обсуждалось это изначально у нас в студии, откуда, кстати, отец Филарет поехал к вам в усадьбу. Спасибо большое, друзья, напомним, что сегодня у нас в гостях были повтор. Спасибо большое, друзья, приезжайте в «Остафьево», оно совсем рядом с Москвой, с такой большой Москвой, если на машине — это по Варшавскому шоссе до поворота на «Остафьево». И там совсем рядом. На электричке можно приехать, на МЦД до станции Силикатная или до станции щербинка, которая долгое время была перед силикатной, теперь есть платформа «Остафьево», но, к сожалению, автобусов от платформы «Остафьево» в усадьбу оставь его нет, а от щербинки и силикатный есть. Есть автобус от бунинской аллеи в Бутово и откуда ещё? От улицы Горчакова. В общем, добраться до «Остафьево» очень просто. Приезжайте, не пожалеете. Спасибо вам большое, что были с нами на протяжении этого часа, прощаемся, всего доброго, до новых встреч, счастливо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
****
Другие программы
Ларец слов
Ларец слов

Священник Антоний Борисов – знаток и ценитель церковнославянского языка, на котором совершается богослужение в Русской Православной Церкви. Он достает из своего ларца слова, которые могут быть непонятны современному человеку, объясняет их – и это слово уже не вызывает затруднения. От «живота» до «василиска»!

Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.
Статус: Отверженные
Статус: Отверженные
Авторская программа Бориса Григорьевича Селленова, журналиста с большим жизненным опытом, создателя множества передач на радио и ТВ, основу который составляют впечатления от командировок в воспитательные колонии России. Программа призвана показать, что люди, оступившиеся, оказавшиеся в условиях заключения, не перестают быть людьми. Что единственное отношение, которое они заслуживают со стороны общества — не осуждение и ненависть, а сострадание и сопереживание, желание помочь. Это — своего рода «прививка от фарисейства», необходимая каждому из нас, считающих себя «лучшими» по сравнению с «падшими и отверженными».
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.

Также рекомендуем