«Жена да боится мужа своего» — наверное, большинству замужних женщин их супруги хоть раз в жизни, шутя, адресовали эти Евангельские строчки. Хотя какие уж тут шутки — Апостол Павел, написавший эти слова в своём Послании к Ефесянам, был совершенно серьёзен. Но что он, однако, имел в виду? Об этом в частности, и о том, что вообще необходимо для прочного и гармоничного брака, читателям поведает книга «Мудрые мысли о семейном счастье», вышедшая в издательстве «Никея».
В сборник, посвящённый животрепещущему вопросу, вошли высказывания и размышления святых, подвижников, известных православных мыслителей от древности до современности. Апостол Павел, святитель Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Феофан Затворник, преподобные Оптинские старцы, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и митрополит Антоний Сурожский — вот лишь некоторые имена из внушительного списка бесспорных духовных авторитетов. «А ведь сами-то они женаты не были», — возможно, заметит кто-то. Да, и именно поэтому оставили нам не пошаговое руководство, а мудрые, потрясающей глубины и простоты духовные советы о том, как с помощью веры, основываясь на заповедях Евангелия, сделать семейный союз по-настоящему счастливым.
Впрочем, уверены отцы Церкви, именно таковым он и обязан быть. Потому что изначально счастливым и благословенным задумал брак Сам Господь. Идея брака как единения мужчины и женщины принадлежит именно Богу — создав Адама, Он сказал: «Нехорошо быть человеку одному», и сотворил ему жену — Еву. Именно с этих первых моментов существования первой в мире семьи начинается в книге «Мудрые мысли о счастливом браке» интересный и увлекательный диалог с читателем.
Диалог — потому что в коротких цитатах чувствуется, что святые, праведники и церковные мыслители ведут с читателем доверительную беседу, а вовсе не указывают свысока, как ему жить. Нередко они даже шутят, и в этих шутках мудрости порой не меньше, чем в богословских рассуждениях. Например, у преподобного старца Амвросия Оптинского, щедрого на шутливые поэтические импровизации: «Когда у мужа с женою лад, то не нужен им будет и клад!»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подсказывает, как вырастить семейное счастье; святитель Иоанн Златоуст высказывает своё отношение к браку по расчёту, преподобный Лев Оптинский подсказывает, как составить впечатление о характере суженого.
Одним словом, практических советов в книге очень много. А вот духовный — пожалуй, всего один — это Евангельская заповедь Христа: «да любите друг друга». Это — главное, а в остальном помогут «Мудрые мысли о семейном счастье».
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия