В двадцатом веке на Русскую Церковь обрушились гонения, которые по своему размаху и ожесточению превзошли кровавые деяния древних врагов христианства – Нерона, Декия и Диоклетиана.
Среди тех, кто крепко стоял за веру и был готов на лишения, впоследствии стоившие ему жизни – мученик Стефан Наливайко.
Стефан Пименович Наливайко родился в 1898 году в благочестивой семье крестьян Пимена и Ефросинии в селе Константиновка Таврической губернии.
От матери он получил первые знания о Боге, благодаря ей полюбил Священное Писание и любовь к чтению духовной литературы.
С девяти лет Стефан обучался в церковно-приходской школе, а через три года продолжил получать образование в училище при Григорие-Бизюковом монастыре неподалёку от города Берислава.
В шестнадцать лет, ненадолго вернувшись домой, снова уехал. Теперь в Богородицкую обитель возле Херсона. Жил на монастырском подворье и пел в хоре. Всё свободное время юноша посвящал изучению церковного устава.
Вернувшись в родное село, Стефан устроился певчим в хор местной церкви и стал помогать отцу в ведении хозяйства.
В феврале 1917-го года Стефана Наливайко призвали в армию и отправили на Румынский фронт. В июле он попал в плен, из которого бежал.
В 1923 году уже имея жену Харитину и дочь Раису, Стефан снова покидает родные места и направляется в паломничество в Москву. Сначала посещает Данилов монастырь, потом идет в Донской.
Оказавшись среди мирян, пришедших проститься с патриаршим архидиаконом Константином Розовым на Ваганьковское кладбище, Стефан, обращается к людям, призывая и не забывать Господа в безбожное время.
Как скажут ему потом, арестовали его за агитацию против советской власти. На многочисленных допросах Стефан не признавал своей вины, а только снова и снова призывал новую власть одуматься и остановить гонения на Церковь.
В своей борьбе не оружием, а словом он видел свою миссию.
В том же 23-ем его отправляют на три года в лагерь на Соловки. После, за нежелание признать свои религиозные убеждения ошибочными, получает еще шесть лет лагерей. Теперь в Казахстане.
Последний раз Стефан возвращается в родное село в 1932 году. Занимается обустройством церковной жизни, управляет хором. Но его активная деятельность, а также нежелание вступать в колхоз не дает покоя местной власти. В 1935 году Стефана судят, а в 37-ом ссылают во Владивосток. Но затем оправдывают.
В том же 1937 году он едет к семье уже в Симферополь. Лишившись всего в родном селе, его жена и дочь переехали, чтобы начать новую жизнь. Стефан работает маляром, и по приглашению настоятеля одного из храмов города управляет хором.
В 1941 году Стефана Наливайко снова берут под арест. По доносам и лжесвидетельствам его осуждают. На материале следственного дела из тридцати трёх листов, он напишет: «Виновным себя не признаю».
Да вину так и не установили. Осудили потому, что был судим ранее. Последним местом ссылки будущего мученика стал исправительно-трудовой лагерь в Норильске.
С началом Великой Отечественной войны вести переписку с родными стало почти невозможно. И только в начале 1945-го года от Стефана пришло письмо: «До окончания моего срока остаётся три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».
Не пришлось. Воин Христов – как говорил о себе Стефан на одном из многочисленных допросов – скончался в норильском лагере в 1945 году. Его дочери на запрос о судьбе отца сообщили: «Умер от голода».
По ходатайству Крымской епархии, Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000-м году Стефан Наливайко был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июля. О почитании великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

Сегодня 18 июля. День памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, убитых большевиками в 1918 году.
О почитании святых — священник Стахий Колотвин.
Подвиг двух сестёр — это подвиг равноценный. Тем не менее, мы смотрим, внимание особенно уделяют великой княгине. Да, такая знатная дама, такая у нее трагедия личная, жизненная. Как она всё организовала, как она, пользуясь своим знатным положением, связями, родством, смогла послужить ближним, заботе о них, наладила социальное служение и в Российской империи, и в Русской церкви, привлекла к нему сотни и тысячи людей.
Но надо понимать, что забывать о преподобномученице Варваре ни в коем случае не стоит, потому что её подвиг мученичества был в чём-то даже выше, потому что она, как человек простого, незнатного происхождения, могла в любой момент оставить свою игуменью, да потрудилась бы, да точно так же помогала бы больным, немощным, много было бы оправданий. Но она выбрала вместе с ней пойти и принять мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июля. О примере служения преподобного Сергия Радонежского для современных христиан

Сегодня 18 июля. Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, отошедшего ко Господу в 1422 году.
О примере служения преподобного Сергия для современных христиан — протоиерей Максим Первозванский.
Преподобный Сергий — удивительный пример того, как человек, не ставивший перед собой задачу спасения других людей, стал воистину всероссийским батюшкой, который сыграл колоссальную роль для всей России на протяжении её истории: и для Руси сначала, и потом для России, и в современной России продолжает эту роль играть, и при этом не ставил перед собой задачу приводить ко Христу или что-то делать для других людей.
Мне кажется, это такое большое утешение для тех, кто переживает, что он не может совершить каких-то великих деяний. Все великие деяния совершаются, в первую очередь, в сердце самого человека, а дальше уже Господь говорит, что не ставит светильник под спудом, но на свечнике, да будет он светить всем в доме.
Поэтому наша задача — все-таки просветить своё сердце Духом Евангелия, а каково будет наше служение, какие будут наши плоды, это Его дело, Он разберётся.
Все выпуски программы Актуальная тема