В двадцатом веке на Русскую Церковь обрушились гонения, которые по своему размаху и ожесточению превзошли кровавые деяния древних врагов христианства – Нерона, Декия и Диоклетиана.
Среди тех, кто крепко стоял за веру и был готов на лишения, впоследствии стоившие ему жизни – мученик Стефан Наливайко.
Стефан Пименович Наливайко родился в 1898 году в благочестивой семье крестьян Пимена и Ефросинии в селе Константиновка Таврической губернии.
От матери он получил первые знания о Боге, благодаря ей полюбил Священное Писание и любовь к чтению духовной литературы.
С девяти лет Стефан обучался в церковно-приходской школе, а через три года продолжил получать образование в училище при Григорие-Бизюковом монастыре неподалёку от города Берислава.
В шестнадцать лет, ненадолго вернувшись домой, снова уехал. Теперь в Богородицкую обитель возле Херсона. Жил на монастырском подворье и пел в хоре. Всё свободное время юноша посвящал изучению церковного устава.
Вернувшись в родное село, Стефан устроился певчим в хор местной церкви и стал помогать отцу в ведении хозяйства.
В феврале 1917-го года Стефана Наливайко призвали в армию и отправили на Румынский фронт. В июле он попал в плен, из которого бежал.
В 1923 году уже имея жену Харитину и дочь Раису, Стефан снова покидает родные места и направляется в паломничество в Москву. Сначала посещает Данилов монастырь, потом идет в Донской.
Оказавшись среди мирян, пришедших проститься с патриаршим архидиаконом Константином Розовым на Ваганьковское кладбище, Стефан, обращается к людям, призывая и не забывать Господа в безбожное время.
Как скажут ему потом, арестовали его за агитацию против советской власти. На многочисленных допросах Стефан не признавал своей вины, а только снова и снова призывал новую власть одуматься и остановить гонения на Церковь.
В своей борьбе не оружием, а словом он видел свою миссию.
В том же 23-ем его отправляют на три года в лагерь на Соловки. После, за нежелание признать свои религиозные убеждения ошибочными, получает еще шесть лет лагерей. Теперь в Казахстане.
Последний раз Стефан возвращается в родное село в 1932 году. Занимается обустройством церковной жизни, управляет хором. Но его активная деятельность, а также нежелание вступать в колхоз не дает покоя местной власти. В 1935 году Стефана судят, а в 37-ом ссылают во Владивосток. Но затем оправдывают.
В том же 1937 году он едет к семье уже в Симферополь. Лишившись всего в родном селе, его жена и дочь переехали, чтобы начать новую жизнь. Стефан работает маляром, и по приглашению настоятеля одного из храмов города управляет хором.
В 1941 году Стефана Наливайко снова берут под арест. По доносам и лжесвидетельствам его осуждают. На материале следственного дела из тридцати трёх листов, он напишет: «Виновным себя не признаю».
Да вину так и не установили. Осудили потому, что был судим ранее. Последним местом ссылки будущего мученика стал исправительно-трудовой лагерь в Норильске.
С началом Великой Отечественной войны вести переписку с родными стало почти невозможно. И только в начале 1945-го года от Стефана пришло письмо: «До окончания моего срока остаётся три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».
Не пришлось. Воин Христов – как говорил о себе Стефан на одном из многочисленных допросов – скончался в норильском лагере в 1945 году. Его дочери на запрос о судьбе отца сообщили: «Умер от голода».
По ходатайству Крымской епархии, Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000-м году Стефан Наливайко был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер