Во времена правления римского императора Юлиана Отступника, в четвертом веке, снова начались гонения на христиан. Убежденный язычник, отрекшийся от веры Христовой, Юлиан посылал во все концы своей необъятной империи воинов, чтобы они беспощадно расправлялись с христианами, если те не принесут жертвы языческим богам. Одним из отрядов поручили командовать Иоанну. Бравый воин на людях старался выглядеть свирепым гонителем христиан. На самом же деле, Иоанн тайно предупреждал их о передвижении своего отряда и они успевали скрыться. Если его воинам все же кого-то удавалось схватить, то он просто отпускал узников под разными предлогами. Такое положение дел не могло продолжаться долго. Об Иоанне донесли императору. Разгневанный Юлиан Отступник приказал доставить в столицу мятежного военачальника, чтобы пытать и казнить его! Иоанна схватили, избили, заковали в кандалы и привели в тюрьму Константинополя
"Господи! Ты видишь, как я немощен и слаб! Поддержи и укрепи меня! Мой ум колеблется сомнением. Если Ты не придешь ко мне на помощь, боюсь не выдержать пыток и отречься от Тебя Господи!"
Во время одной из таких молитв раздался скрежет замка, отпирающего тюремную дверь.
"Повезло тебе, счастливчик! Не казнь! Освобождение тебе вышло! Да еще имение вернут! Император наш Юлиан погиб в бою. А новому императору убивать вас, христиан ни к чему, он и сам – христианин."
"Благодарю тебя Господи, за милость Твою ко мне грешному!"
Всю оставшуюся жизнь провел святой Иоанн, помогая больным и обездоленным. Похоронить себя он завещал на кладбище для нищих и странников. Когда Иоанн умер, все бедняки Константинополя провожали его в последний путь. Но со временем могила его затерялась среди прочих безымянных могил. Спустя десятилетия, бедная вдова, которая жила рядом с кладбищем, заметила над одной из могил неземной свет. Она не знала, что и подумать. А ночью, во сне увидела воина, который рассказал ей о себе и назвал имя. Вдова поведала обо всем священникам и указала место, где видела свет. Тогда, с великими почестями перенесли мощи святого, от которых происходило множество чудес и исцелений, в церковь апостола Иоанна Богослова в Константинополе.
А вскоре, в дом бедной вдовы пробрались воры. Но ценных вещей у нее не было, и тогда они решили унести все, что есть. Вдруг, у себя за спиной, они увидели воина в старинных доспехах. Он велел положить награбленное на место. Воры в ужасе побросали вещи и убежали. Таинственный защитник так их напугал, что на следующий день они пришли к вдове просить прощения. И вдруг на иконе, висящей на стене в ее доме, увидели и узнали святого Иоанна Воина, который их остановил.
С тех пор пошла традиция – молиться святому мученику Иоанну Воину об обретении украденных вещей. И конечно же, ему молятся за тех людей, которые находятся в темницах и заточении, о людях, которых несправедливо осуждают и обижают.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема