Начало XVIII века – время самого бурного расцвета Соликамска. Такого, что даже сам Петр I уделял ему внимание. Правда, своеобразное. Узнав, что город славен своими кузнецами, плотниками, столярами и котельниками забрал их всех в 1710 году на строительство Санкт-Петербурга. Чуть позже, в 1722-м, он снова вспомнил про Соль Камскую и прислал «академии учителя» Степана Жеребцова, обязав его обучать детей местных жителей «арифметической и геометрической» наукам.
Вот в это-то время, в селе Красном, отстоящем от Соликамска в 1 версте, и появилась каменная церковь во имя Иоанна Предтечи и святого мученика Иоанна Воина.
Грамота на основание этой церкви дана 22 декабря 1715 года, но заложение церкви последовало только через шесть лет. Основание «ея положил сам преосвященнейший Алексий, епископ Вятский и Великопермский. Строена она была первоначально на иждивение солепромышленника, посадского человека Иоанна Суровцова, а кончена купцом Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и после него от Демидова село Красное. Церковь эта двухэтажная. Нижний, теплый, храм во имя святого мученика Иоанна Воина освящен 22 августа 1728 года Пыско́рским архимандритом Павлом. Когда же освящена верхняя, летняя, церковь во имя Иоанна Предтечи, неизвестно».
Храм славился и наружным видом, и внутренним украшением, но в первую очередь – своими колоколами. Было их числом около 18-ти, весьма чистого гармонического звучания и хорошо подобранных по тонам. Первый большой колокол называется Бурло; весу в нем 320 пудов; имел он такой же разносистый и чистый звук, как Бурло Пермского кафедрального собора, но только тоном выше его и чище звуком.
В течение последующих ста с лишним лет Соликамск постепенно стал терять свою значимость для России и дела в приходе пошли не так хорошо, как хотелось бы. В «Ведомости о приписной Иоанновской церкви, состоящей в Красном селе» за 1848 г. читаем: «Причта положено было издавна священник, диакон и два причетника, но по малочисленности прихожан были только священник и причетник; штат сей в 1845 году уничтожен и наличный причт вместе с церковию приписан к Соликамскому Троицкому собору. Домов для священнослужителей от господ не устроено. На содержание священнослужителей до причисления их к собору было положено от господ наследников Турчанинова священнику 250 рублей ассигнаций в год, причетнику же положений не было. Ныне жалование сие не производится».
Возможно, так и существовал бы ни шатко, ни валко храм Иоанна Предтечи до самой революции, если бы в мае 1891 года не было принято решение о создании при храме женской общины.
Но это уже другая история… История Иоанно-Предтеченского женского монастыря в Соликамске.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема