
«Мост в Терабитию», кинокомпания Walden Media, режиссёр Габор Чупо.
— Видишь, это всё наше — от гор до океанов.
— А куда нужно смотреть?
— Ты увидишь — только закрой глаза и дай волю своему воображению.
Герои фильма режиссёра Габора Чупо «Мост в Терабитию» - одарённые дети из современной американской провинции, десятилетний мальчик Джесс и его подруга Лесли. Устав от придирок одноклассников и вечной занятости родителей, друзья находят себе тайное убежище – заброшенный домик на лесном дереве. В воображении ребят безлюдный лес становится волшебным королевством под названием Терабития, где оживают сказочные существа из рисунков Джесса.
Фильм снят так, что поначалу сложно понять, где заканчиваются фантазии ребят и начинается реальность. Кажется, ещё чуть-чуть, и герои действительно переместятся в волшебную страну, а картина превратится в зрелищное фэнтези. Но этого не происходит. Добрые и злые существа из детских рисунков так и остаются схематичными и лишёнными дара речи. Никто не предлагает Джессу и Лесли участвовать в эпических битвах и не наделяет их магической силой. Возвращаясь в реальность, Джесс по-прежнему не может дать отпор школьным хулиганам и каждый день сталкивается с неодобрением отца, отдающего всю свою нежность маленькой сестре мальчика.
Но игра в Терабитию для ребят – не просто способ сбежать от суровых будней. В своём убежище подростки, особенно недоверчивый и закомплексованный Джесс, учатся любить, видеть красоту мира и побеждать свои страхи. Мальчик, которого в семье считают ни на что не годным, начинает понемногу ценить свои рисунки и верить в себя. А Лесли, жизнерадостная и храбрая, но оттого не менее одинокая, впервые чувствует себя по-настоящему нужной.
Девочка объявляет себя и друга королём и королевой Терабитии. Но в этих титулах нет желания земной власти. Главное для правителей – освободить жителей Терабитии от зла, от Тёмного властелина, и сделать страну ещё прекраснее. Лесли, выросшая в неверующей семье и даже никогда не читавшая Евангелия, в своём сердце тоскует по раю и мечтает о спасении – для себя и для всех людей. Побывав вместе с Джессом и его семьёй в храме, она живо откликается на красоту церковной службы и на историю земной жизни Христа. Но девочка удивлена, что друзья – Джесс и его сестрёнка Мэй-Бэлль - привыкли воспринимать веру, как нечто тяжёлое и печальное.
— Нужно верить в Библию, Лесли.
— Почему?
— Не будешь верить в Библию — Господь отправит тебя в ад, когда ты умрёшь.
— Да брось, Мэй-Бэлль! Кто это сказал?
— Ведь это правда, Джесс? Господь отправит в ад, если не верить в Библию?
— Конечно.
— Я не думаю, что у Господа есть время на то, чтобы заниматься отправкой людей в ад. Он слишком занят, управляя всем этим!
Слова Лесли звучат резко для верующего человека, но не стоит воспринимать их буквально. Эта открытая девочка с рисунком ангельских крыльев на футболке хочет напомнить друзьям о радости, для которой был создан мир. Таким же ощущением счастья и надежды она пытается наполнить выдуманную Терабитию. Но и волшебная страна не идеальна, ведь вместе с заветными мечтами в ней оживают страхи и обиды ребят. Как и в Евангелии, спасение в фильме происходит через страдание. Однажды отправившись в тайное место одна, Лесли тонет в лесном ручье. В первые дни после её смерти Джесс погружается в глубокое отчаяние. Но постепенно светлая память о Лесли пересиливает боль и жалость к себе. И ради этой памяти он решает отныне жить так, как жила его удивительная подруга – мужественно и открыто, без страха перед трудностями, с любовью к людям и верой в чудеса.
Джесс начинает понимать, что он не одинок в этом мире. Продолжая помнить и любить Лесли, он становится внимательнее к окружающим. Мальчик перестаёт бояться своего сурового отца и принимает горячую любовь и дружбу своей младшей сестры Мэй-Белль. Он берёт малышку с собой в лес и предлагает ей стать принцессой Терабитии. Волшебная страна стала ещё прекраснее. Мрачных образов и опасностей там больше нет. Навстречу ребятам выходят добрые сказочные существа и приветствуют их как своих правителей.
Вышедший на экраны в 2007 году фильм «Мост в Терабитию» - первая полнометражная работа Габора Чупо, до этого снимавшего только мульфильмы. В том же году картина получила премию «Действительно трогательное кино». Некоторые зрители воспринимают фильм просто как хорошую историю о детской дружбе, другие – как гимн силе творческого воображения. Но на самом деле, «Мост в Терабитию» - это мудрая притча о предчувствии рая. О том, что с помощью добрых и чистых мыслей мы уже на земле можем превратить жизнь наших близких в сказку, а потом – попасть в страну, которая прекраснее любой сказки.
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема