
«Мост в Терабитию», кинокомпания Walden Media, режиссёр Габор Чупо.
— Видишь, это всё наше — от гор до океанов.
— А куда нужно смотреть?
— Ты увидишь — только закрой глаза и дай волю своему воображению.
Герои фильма режиссёра Габора Чупо «Мост в Терабитию» - одарённые дети из современной американской провинции, десятилетний мальчик Джесс и его подруга Лесли. Устав от придирок одноклассников и вечной занятости родителей, друзья находят себе тайное убежище – заброшенный домик на лесном дереве. В воображении ребят безлюдный лес становится волшебным королевством под названием Терабития, где оживают сказочные существа из рисунков Джесса.
Фильм снят так, что поначалу сложно понять, где заканчиваются фантазии ребят и начинается реальность. Кажется, ещё чуть-чуть, и герои действительно переместятся в волшебную страну, а картина превратится в зрелищное фэнтези. Но этого не происходит. Добрые и злые существа из детских рисунков так и остаются схематичными и лишёнными дара речи. Никто не предлагает Джессу и Лесли участвовать в эпических битвах и не наделяет их магической силой. Возвращаясь в реальность, Джесс по-прежнему не может дать отпор школьным хулиганам и каждый день сталкивается с неодобрением отца, отдающего всю свою нежность маленькой сестре мальчика.
Но игра в Терабитию для ребят – не просто способ сбежать от суровых будней. В своём убежище подростки, особенно недоверчивый и закомплексованный Джесс, учатся любить, видеть красоту мира и побеждать свои страхи. Мальчик, которого в семье считают ни на что не годным, начинает понемногу ценить свои рисунки и верить в себя. А Лесли, жизнерадостная и храбрая, но оттого не менее одинокая, впервые чувствует себя по-настоящему нужной.
Девочка объявляет себя и друга королём и королевой Терабитии. Но в этих титулах нет желания земной власти. Главное для правителей – освободить жителей Терабитии от зла, от Тёмного властелина, и сделать страну ещё прекраснее. Лесли, выросшая в неверующей семье и даже никогда не читавшая Евангелия, в своём сердце тоскует по раю и мечтает о спасении – для себя и для всех людей. Побывав вместе с Джессом и его семьёй в храме, она живо откликается на красоту церковной службы и на историю земной жизни Христа. Но девочка удивлена, что друзья – Джесс и его сестрёнка Мэй-Бэлль - привыкли воспринимать веру, как нечто тяжёлое и печальное.
— Нужно верить в Библию, Лесли.
— Почему?
— Не будешь верить в Библию — Господь отправит тебя в ад, когда ты умрёшь.
— Да брось, Мэй-Бэлль! Кто это сказал?
— Ведь это правда, Джесс? Господь отправит в ад, если не верить в Библию?
— Конечно.
— Я не думаю, что у Господа есть время на то, чтобы заниматься отправкой людей в ад. Он слишком занят, управляя всем этим!
Слова Лесли звучат резко для верующего человека, но не стоит воспринимать их буквально. Эта открытая девочка с рисунком ангельских крыльев на футболке хочет напомнить друзьям о радости, для которой был создан мир. Таким же ощущением счастья и надежды она пытается наполнить выдуманную Терабитию. Но и волшебная страна не идеальна, ведь вместе с заветными мечтами в ней оживают страхи и обиды ребят. Как и в Евангелии, спасение в фильме происходит через страдание. Однажды отправившись в тайное место одна, Лесли тонет в лесном ручье. В первые дни после её смерти Джесс погружается в глубокое отчаяние. Но постепенно светлая память о Лесли пересиливает боль и жалость к себе. И ради этой памяти он решает отныне жить так, как жила его удивительная подруга – мужественно и открыто, без страха перед трудностями, с любовью к людям и верой в чудеса.
Джесс начинает понимать, что он не одинок в этом мире. Продолжая помнить и любить Лесли, он становится внимательнее к окружающим. Мальчик перестаёт бояться своего сурового отца и принимает горячую любовь и дружбу своей младшей сестры Мэй-Белль. Он берёт малышку с собой в лес и предлагает ей стать принцессой Терабитии. Волшебная страна стала ещё прекраснее. Мрачных образов и опасностей там больше нет. Навстречу ребятам выходят добрые сказочные существа и приветствуют их как своих правителей.
Вышедший на экраны в 2007 году фильм «Мост в Терабитию» - первая полнометражная работа Габора Чупо, до этого снимавшего только мульфильмы. В том же году картина получила премию «Действительно трогательное кино». Некоторые зрители воспринимают фильм просто как хорошую историю о детской дружбе, другие – как гимн силе творческого воображения. Но на самом деле, «Мост в Терабитию» - это мудрая притча о предчувствии рая. О том, что с помощью добрых и чистых мыслей мы уже на земле можем превратить жизнь наших близких в сказку, а потом – попасть в страну, которая прекраснее любой сказки.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер