
Фото: Piqsels
Албанская Православная Церковь одна из самых удивительных Православных Церквей в мире. Балканский регион еще в глубокой древности принял христианство, однако по причине турецкого нашествия оказался частично исламизирован. Мусульманской страной стала, например, Албания. Православная Церковь здесь была фактически уничтожена.
Возрождение Православия на территории Албании далось с большим трудом и началось в середине прошлого века. Во многом благодаря личному усердию нынешнего главы Албанской Церкви архиепископа Анастасия.
Несмотря на все гонения, православным албанцам удалось сохранить главные святыни своей Церкви. Например, в неприкосновенности остались мощи очень почитаемого в Албании православного святого князя Иоанна-Владимира.
Жизнь святого Иоанна-Владимира напоминает судьбу русских князей Бориса и Глеба, которые со смирением приняли смерть от рук родного брата. Также поступил и Иоанн-Владимир, не желавший разжигать политическую рознь и также не сопротивлявшийся мученической кончине от рук брата.
Святой князь скончался в начале одиннадцатого века. Его мощи с тех пор считаются одной из главных святынь албанской земли. От них и сегодня происходят многочисленные чудеса. В 14 веке святые останки были размещены в специально построенном для этого монастыре в городе Эльбасан.
Сюда на протяжении веков съезжались для молитвы святому многие поколения православных жителей Балканского региона. Закрыть обитель мусульмане не захотели, это сделали коммунистические власти.
Восстановить монастырь из развалин стоило больших трудов. В начале 2000-х годов монастырь чуть было не сожгли радикально настроенные мусульмане. После этого мощи святого Иоанна-Владимира были перевезены на хранение в административный центр Албанской Церкви — в столицу Тирану.
В Эльбасан их теперь доставляют только на один день — 4 июня в день памяти святого Иоанна-Владимира. В этот день в монастырь съезжаются паломники, которых из года в год становится все больше. Кстати, монахов в Эльбасане пока нет.
Собор монастыря используется как приходской храм. Летом на территории обители размещаются православные детские лагеря отдыха. Дети живут в бывших монашеских кельях и посещают богослужение, которое совершается в соборе. У главы Албанской Церкви архиепископа Анастасия имеются планы по восстановлению настоящей монастырской жизни в стенах Эльбасана. Надеюсь, они успешно осуществятся.
Все выпуски программы Вселенная православия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема