
Я — человек говорливый. Из тех, про которых говорят, «за словом в карман не полезет». Резкие замечания и хлёсткие ответы на оскорбление возникают в моей голове моментально.
С тех пор, как пришла к вере, стараюсь сдерживаться. Потому что зачастую мой ответ несоизмеримо злее нанесённой мне обиды. Промолчать иногда удаётся, но желание высказаться никуда не пропадает.
Так однажды я сильно поругалась с давним знакомым, Антоном. Причина, как часто бывает, того не стоила. Даже не вспомню, с чего всё началось. Но конфликт нарастал. Он припоминал мне старые обиды. Распаляясь, придумывал новые.
Я отбивалась, как могла, стараясь не оскорблять в ответ. Моё такое спокойное поведение ещё больше выводило его из себя. А я с трудом сдерживалась.
Расстались. Не общались месяц. А тут Прощёное воскресенье грядёт. Думаю про себя: «Наверняка напишет дежурное "прости", ну уж тогда я выскажу всё, что думаю. Всё, о чем промолчала».
Стала в заметках на телефоне записывать мысли, чтобы ничего не забыть. Всю свою злость выплеснула и ждала момента предъявить написанное.
В долгожданное воскресенье с утра отправилась на литургию. А мне служба — не служба. Всё дописываю своё гневное письмо. Боюсь что-то упустить, придумываю новые обороты. Ярость переполняет. Только бы до конца службы достоять, и тогда... Может, даже от него не буду дожидаться сообщения, сразу своё отправлю.
В душе торжествую, представляя, как вытянется его лицо от прочитанного. Как он осознает свою вину и будет уничтожен моими обличениями. И вот уже все подходят к кресту. Я одна из последних. Приложилась. Ничего не вижу вокруг. Вся в своих мстительных мыслях. И вдруг меня кто-то крепко берёт за руку и горячо на ухо шепчет: «Молчи». Оглядываюсь и взглядом встречаюсь с нашей пожилой прихожанкой. Мы давно знакомы. Она хорошо знает меня и мой взрывной характер.
Не понимаю, к чему она мне это сказала, ведь я и так молчала:
— Простите, что?
— Молчи. Всё пройдёт, всё забудется. Лет через десять ты не вспомнишь об этом, если промолчишь. А сказанное слово будет жить вечно. И мучить тебя.
Я неуверенно поблагодарила за непрошеный совет и отошла. Стала обдумывать сказанное. В этот момент пришло сообщение от Антона: «Прощёное воскресенье. Прости меня». Так я и думала. А что теперь ответить?
Перечитала свой опус. Грубовато, конечно, да ещё для такого дня. Быстро напечатала: «Бог простит, и я прощаю, и ты меня прости». Формально, зато без оскорблений и скандала. Таким и стало наше общение — ровное. Мы отдалились, но зато не были в ссоре.
Как-то раз, спустя несколько месяцев, Антон мне признался:
— Я так от тебя устал. Каждый день в мыслях с тобой разговариваю. Продумываю диалоги, строю разговор. Это невыносимо.
— Не стоит. Было и было. Все в прошлом. Не переживай.
И тогда я вспомнила ту пожилую женщину в храме. Ситуация забылась, действительно. А слова продолжают жить. Чувство вины мучает обидчика. В запале многое сказано зря. И он ходит по кругу своих неспокойных мыслей.
Первый стих Евангелия от Иоанна звучит так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Это драгоценный дар Божий. Осознаём ли мы, как щедр к нам Господь? Словом можно и ободрить, и обнять, и даже убить человека. Ведь мы не знаем, как на наше оскорбление отреагирует наш противник. А вдруг для него это последняя капля. Поэтому так важно, особенно в гневном состоянии, промолчать. Стараться сохранить мирный дух.
А если уж молчать невмоготу, взывать к Господу, чтобы вложил в наши уста правильные слова.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 25. На струнах Псалтири

1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема