Порой мне кажется, что наша вера крепла в очередях. В особых очередях. За самым главным. За благодатью.
В тот период, когда происходило моё воцерковление, в Россию часто привозили христианские святыни из других стран. Из Греции, Италии, Святой Земли, Черногории. Мощи, чудотворные иконы, духовные реликвии. Поклониться святыням приходило великое множество людей. В том числе те, кто считал себя далёким от церковной жизни.
На самом деле, такими они казались, когда вставали в очередь. За несколько проведённых в ней часов человек получал не только начальную теоретическую подготовку по Православию, если можно так сказать. Он тут же применял эти знания на практике. Я имею в виду терпение, смирение и взаимную поддержку тех, кто стоял в очередях к святыням. И, конечно, молитву. Никогда прежде не молившиеся читали и даже пели акафисты вместе с более опытными братьями и сёстрами.
Так что очереди были похожи на многолюдные и многочасовые крестные ходы. Уверена — тот, кто совершал этот маленький подвиг веры, вспоминает сейчас не физическую усталость, а духовную радость и благодать.
Обо всём этом довелось мне поразмышлять вот в какой ситуации. В один из московских монастырей из музея на праздник привозили чудотворную икону Божией Матери. Я заехала сюда перед важным для меня делом, чтобы испросить у Богородицы на него благословение. Время вроде рассчитала с запасом.
Как же я удивилась, увидев неожиданно большую очередь! Если в прошлые годы она не выходила из собора, то в этот раз протянулась почти до монастырских ворот. Сам по себе факт радостный. Но у меня появились серьёзные опасения, что я не успею подойти к иконе за оставшееся у меня «рассчитанное» время. «Ну что ж, —решила я, — постою, сколько смогу, помолюсь. Матерь Божия видит, что я к Ней приехала».
Но... Как бы мне ни было стыдно, признаюсь. Поддалась искушению пройти к святыне без очереди. «Я же не по лености, у меня просто нет возможности долго стоять», — оправдывала я себя. Знакомая мне женщина, помогающая в монастыре с уборкой, провела за ограждение. Моё неожиданное появление в самом начале очереди заметили и, конечно, не одобрили те, кто, в отличие от меня, её отстоял. Не желая вводить их в искушение, я быстро ретировалась и вернулась на свое место на улице.
Достала акафист. Прочитала. Достала помянник. Помянула. На часы посматривала, конечно.
Вот я уже и в самом храме. Пою вместе со всеми Богородичные песнопения и приближаюсь к заветной цели. Ставлю свечу на большой подсвечник. Делаю Матери Божией земной поклон. И целую чудотворный образ.
Смотрю на часы — вот теперь мне точно пора уходить. Времени осталось ровно столько, сколько необходимо, чтобы дойти до нужного мне места. Сердцем почувствовала, что Матерь Божия меня благословила.
В тот день я снова убедилась — дорог любой наш труд ради Божией славы. Даже малый, но совершенный от чистого сердца. Господь непременно воздаст гораздо большим.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











