
Татьяна Любомирская
Был в моей жизни тяжелый период, когда на душе было тускло, а будущее казалось бессмысленным и лишенным радости. Но самым сложным было сознавать, что все мои беды произошли по моей вине. Если бы я была мудрее, терпеливее, всё могло сложиться по-другому. Отчаяние разъедало сердце, как серная кислота. И только одно еще как-то поддерживало меня наплаву: полгода назад я оплатила поездку в Израиль. Через несколько дней мне предстояло оказаться в главном храме всего христианского мира ‒ Храме Гроба Господня.
Я мечтала, как войду в Кувуклию, и Господь обязательно пошлет мне утешение. Эта надежда светила, как тонкий солнечный луч, помогала жить все эти долгие, серые дни до поездки.
И вот, наконец, я здесь! Сразу же из аэропорта мы поехали в Храм, чтобы приложиться к Святыне, побывать на ночной Литургии. Те, кто был в этом месте, знают, что простоять в очереди к Кувуклии можно несколько часов. Толпа паломников огромная. А перед ночной Литургией — особенный ажиотаж, ибо с началом Богослужения доступ к Гробу Господню перекрывают. Те, кто не успел приложиться, будут вынуждены прийти в другой день. В паломнических группах время расписано очень плотно, и такой возможности может не быть. Поэтому мы все волновались. Уже зная предстоящий график на неделю, мы понимали: сейчас или никогда.
Храм Гроба Господня не такой уж большой. Из-за огромного количества прихожан в нем почти всегда душно. Выстояв полтора часа в очереди и уже оказавшись внутри загородки, что обозначало близость к Святому месту, я вдруг почувствовала сильную дурноту и головокружение. «Нет, нет, только не сейчас!» — мысленно воскликнула я, понимая, что если я выйду из очереди на воздух, то обратно уже не попаду. Но оставаться тоже не было никакой возможности. Сознание меркло, ноги подкашивались. В итоге, как я ни боролась с собой, я упала в обморок. Прихожане и дежурные монахи, привыкшие к таким ситуациям, вывели меня из толпы и посадили на пол у противоположной стены, где было не так душно. Кто-то вложил мне в руки бутылку с водой.
Медленно приходя в себя, я со слезами на глазах смотрела, как другие паломники из моей группы приближаются к Кувуклии. Очень скоро они войдут в это Святое место, а я так и не попаду туда. Так и не смогу ощутить эту благодать, не смогу попросить прощения за свои ошибки и помолиться о помощи и утешении. Ради одной меня никто не станет менять график поездки.
«Это тебе за всё, что ты натворила», — думала я, чувствуя себя полным ничтожеством. «Ты не имеешь права туда входить. У тебя злое сердце и слабая воля. Даже Господь не хочет, чтобы ты подошла к Нему так близко. Сама во всем виновата!».
И тут, хотя до начала Литургии оставалось еще достаточно времени, доступ к Кувуклии вдруг перекрыли. Перекрыли прямо перед нашей группой! Расстроенные люди расходились по разным уголкам храма в ожидании Богослужения. А сопровождавшая нас монахиня утешительно улыбнулась и сказала:
— Ничего страшного, не расстраивайтесь! Раз никто из вас не попал, завтра мы откажемся от одной поездки и еще раз приедем сюда. Вы все сможете приложиться.
В этот момент я ощутила такую уверенность в том, что Господь меня любит, помнит обо мне и слышит мое сердце, что все дурные мысли рассеялись, как дым. Подумать только, ради одной меня Господь задержал тридцать человек! Он знал, как мне нужно получить это утешение, и, как в евангельской притче, оставил девяносто девять овечек и пошел за одной, заблудившейся, чтобы привести ее к себе. И как мудро Он сделал это, не обделив и не позабыв никого из нашей группы. Любовь Бога к нам безусловна, и Он никогда не отворачивается от нас, что бы ни было в нашем прошлом, если мы сами стремимся к Нему вернуться.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема