С тех пор, как митрополит Севастопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), тогда ещё архимандрит, выпустил свой бестселлер «Несвятые святые», читатели с нетерпением ждали его новых произведений. Поэтому настоящим событием стал выход книги владыки Тихона «Гибель империи. Российский урок». Она написана по следам одноимённого документального фильма, который митрополит снял в 2021 году. И, как можно догадаться из самого названия, посвящена трагическим страницам нашей истории — Февральской революции и Октябрьскому перевороту 1917-го года, который окончательно уничтожил великую и процветающую державу — Российскую Империю.
Россия к 1917-му не имела ничего общего с карикатурным образом, который активно формировала в сознании людей советская пропаганда. Об этом говорят неопровержимые факты. Митрополит Тихон в своей книге анализирует экономические, демографические и другие важные показатели, сложившиеся на тот момент. Для многих они, возможно, станут настоящим открытием. В 1914-м году Россия по росту промышленности обогнала Соединённые Штаты Америки. До 1917 года наша страна была передовой сельскохозяйственной державой. За время правления Николая II, с 1894 по 1917 год, Российская империя ежегодно собирала урожай зерновых, на треть превосходивший урожаи США, Аргентины и Канады вместе взятых! Мощными темпами развивались машиностроение, добыча полезных ископаемых. На страницах книги митрополит Тихон приводит около трёхсот ссылок на официальные документы и исследования, где всё это подробно отражено в конкретных цифрах. Кроме того, владыка цитирует французского экономиста начала ХХ века Эдмона Тьери, который специально приехал в Россию, чтобы выяснить уровень её развития. Ситуацию он изложил в официальном отчёте для французского правительства. В частности, Тьери писал, что к середине столетия Россия будет, ни много ни мало, господствовать над Европой в экономическом и финансовом отношении.
Митрополит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Гибель Империи. Российский урок» приводит ещё один любопытный факт. Одним из главных программных лозунгов большевиков, как известно, был «Землю — крестьянам». Однако по итогам всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916-го года, в собственности у крестьян была большая часть пашенных земель! Большевики же её самым прямым образом отобрали посредством чудовищного процесса коллективизации.
Казалось — не было в Российской империи начала ХХ века никаких очевидных предпосылок для свержения старого мира. Однако это всё-таки произошло. Детально исследуя причины трагедии 1917-го года, митрополит Тихон говорит о деградации духовной жизни, которая охватила народ после Февральской революции. О политических технологиях врагов существующего строя, которые вселяли в массы бунтарские настроения. Примечательно, что таковые во множестве присутствовали в элите — в частности, большевики, как известно, заседали в Государственной думе... Впрочем, автор не пытается возложить вину в тех трагических событиях прошлого на кого-то одного. Своей книгой он лишь хочет предостеречь от ошибок нас сегодняшних. У истории, считает владыка, как у человека, есть генетическая предрасположенность к повторению событий. Люди из благих, казалось бы, побуждений, способны порой натворить непоправимое. Для того, чтобы подобного не произошло ни с нынешним, ни с будущими поколениями, митрополит Тихон (Шевкунов) и написал книгу «Гибель Империи. Российский урок».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер