Митрофан Пятницкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Митрофан Пятницкий

* Поделиться

В просторной крестьянской избе воронежской слободы Александровка селяне собрались на посиделки с песнями. Одним из первых прибежал туда сын церковного певчего Ефима Пятницкого, семилетний Митрофан. Свесившись с большой русской печи, мальчик с упоением слушал задушевное пение деревенских женщин.

С юных лет красота народного пения глубоко проникла в душу Митрофана Пятницкого. Мальчику не было и шести лет, когда он начал помогать отцу в храме — тонким, чистым голоском пел во время Богослужений. В 1875-м Митрофан отправился из родного села в Воронеж — отец определил его на учёбу в Воронежскую духовную семинарию. Однако и там песням Митрофан уделял куда больше внимания, чем учёбе. На базаре купил сборник народных песен, и часто вместо занятий, спрятавшись в укромном уголке под лестницей, пропевал его от корки до корки. Это не ускользнуло от взора семинарского начальства. Ректор написал обо всём отцу Митрофана. И когда юноша приехал домой на летние каникулы, родитель прямо спросил его, намерен ли он продолжать учёбу в семинарии. Парень ответил честно: свою жизнь он хотел бы связать с народной музыкой. Отец возражать не стал.

Митрофан начал брать уроки пения у воронежских педагогов, а через несколько лет отправился в Москву. В большом городе нужно было на что-то жить, и Пятницкий устроился на работу в регистратуру при Морозовской больнице. В свободное время Митрофан выступал на сцене — в городских парках и небольших эстрадных залах. Исполнял те самые песни, которые ещё мальчишкой слышал в родном селе. Современник Пятницкого, музыковед Вячеслав Пасхалов, так описывал его выступления: «Пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел передать стихию русской песни». Помимо исполнения, Пятницкий занимался собиранием народных песен. Путешествовал по самым отдалённым уголкам России, и неизменно привозил из экспедиций богатейший материал, знакомился с уникальными народными исполнителями-самородками. Именно в этих поездках и зародилась у Пятницкого мысль показать людям лучших представителей подлинно народной русской школы пения, уходящей корнями в глубокую древность.

Мечта Пятницкого осуществилась в феврале 1911 года. В тот день в Малом зале Дворянского собрания в Москве состоялся концерт талантливых крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губерний, которых собрал и привёз в Москву Митрофан Ефимович. Выступление закончилось овациями. Газета «Русские Ведомости» писала: «...публика смогла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами, живыми художественными традициями которых и доселе ещё держится культура на Руси». Выступления народного хора Пятницкого стали проходить регулярно. Приезд крестьян в Москву Митрофан Ефимович оплачивал из собственных скромных средств, а часть сборов от концертов шли в пользу Московского попечительства о бедных. Скульптор Сергей Конёнков, хорошо знавший Пятницкого, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда вникал в мелочи жизни своих хористов и во всём помогал им».

После революции 1917-го года многие деятели искусства уехали за рубеж. А Митрофан Ефимович Пятницкий остался в России. Русская народная песня осталась востребованной и в новых реалиях. В 1923-м его крестьянский хор выступал на торжественном открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В том же году Митрофану Ефимовичу присвоили звание Заслуженного артиста республики. Пресса тогда писала: «артисты Пятницкого несут в массы лучшие образцы искусства, говорящие о благородстве и высоких моральных чувствах человека...» В 1927-м году, после кончины Митрофана Ефимовича, его народному хору официально присвоили имя основателя. В те дни артист Московского Малого Академического театра, Владимир Лебедев, сказал замечательные слова о почившем друге: «Пятницкий сделал великое дело на века — дал слушателю живую русскую песню».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем