В просторной крестьянской избе воронежской слободы Александровка селяне собрались на посиделки с песнями. Одним из первых прибежал туда сын церковного певчего Ефима Пятницкого, семилетний Митрофан. Свесившись с большой русской печи, мальчик с упоением слушал задушевное пение деревенских женщин.
С юных лет красота народного пения глубоко проникла в душу Митрофана Пятницкого. Мальчику не было и шести лет, когда он начал помогать отцу в храме — тонким, чистым голоском пел во время Богослужений. В 1875-м Митрофан отправился из родного села в Воронеж — отец определил его на учёбу в Воронежскую духовную семинарию. Однако и там песням Митрофан уделял куда больше внимания, чем учёбе. На базаре купил сборник народных песен, и часто вместо занятий, спрятавшись в укромном уголке под лестницей, пропевал его от корки до корки. Это не ускользнуло от взора семинарского начальства. Ректор написал обо всём отцу Митрофана. И когда юноша приехал домой на летние каникулы, родитель прямо спросил его, намерен ли он продолжать учёбу в семинарии. Парень ответил честно: свою жизнь он хотел бы связать с народной музыкой. Отец возражать не стал.
Митрофан начал брать уроки пения у воронежских педагогов, а через несколько лет отправился в Москву. В большом городе нужно было на что-то жить, и Пятницкий устроился на работу в регистратуру при Морозовской больнице. В свободное время Митрофан выступал на сцене — в городских парках и небольших эстрадных залах. Исполнял те самые песни, которые ещё мальчишкой слышал в родном селе. Современник Пятницкого, музыковед Вячеслав Пасхалов, так описывал его выступления: «Пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел передать стихию русской песни». Помимо исполнения, Пятницкий занимался собиранием народных песен. Путешествовал по самым отдалённым уголкам России, и неизменно привозил из экспедиций богатейший материал, знакомился с уникальными народными исполнителями-самородками. Именно в этих поездках и зародилась у Пятницкого мысль показать людям лучших представителей подлинно народной русской школы пения, уходящей корнями в глубокую древность.
Мечта Пятницкого осуществилась в феврале 1911 года. В тот день в Малом зале Дворянского собрания в Москве состоялся концерт талантливых крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губерний, которых собрал и привёз в Москву Митрофан Ефимович. Выступление закончилось овациями. Газета «Русские Ведомости» писала: «...публика смогла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами, живыми художественными традициями которых и доселе ещё держится культура на Руси». Выступления народного хора Пятницкого стали проходить регулярно. Приезд крестьян в Москву Митрофан Ефимович оплачивал из собственных скромных средств, а часть сборов от концертов шли в пользу Московского попечительства о бедных. Скульптор Сергей Конёнков, хорошо знавший Пятницкого, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда вникал в мелочи жизни своих хористов и во всём помогал им».
После революции 1917-го года многие деятели искусства уехали за рубеж. А Митрофан Ефимович Пятницкий остался в России. Русская народная песня осталась востребованной и в новых реалиях. В 1923-м его крестьянский хор выступал на торжественном открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В том же году Митрофану Ефимовичу присвоили звание Заслуженного артиста республики. Пресса тогда писала: «артисты Пятницкого несут в массы лучшие образцы искусства, говорящие о благородстве и высоких моральных чувствах человека...» В 1927-м году, после кончины Митрофана Ефимовича, его народному хору официально присвоили имя основателя. В те дни артист Московского Малого Академического театра, Владимир Лебедев, сказал замечательные слова о почившем друге: «Пятницкий сделал великое дело на века — дал слушателю живую русскую песню».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.