
В просторной крестьянской избе воронежской слободы Александровка селяне собрались на посиделки с песнями. Одним из первых прибежал туда сын церковного певчего Ефима Пятницкого, семилетний Митрофан. Свесившись с большой русской печи, мальчик с упоением слушал задушевное пение деревенских женщин.
С юных лет красота народного пения глубоко проникла в душу Митрофана Пятницкого. Мальчику не было и шести лет, когда он начал помогать отцу в храме — тонким, чистым голоском пел во время Богослужений. В 1875-м Митрофан отправился из родного села в Воронеж — отец определил его на учёбу в Воронежскую духовную семинарию. Однако и там песням Митрофан уделял куда больше внимания, чем учёбе. На базаре купил сборник народных песен, и часто вместо занятий, спрятавшись в укромном уголке под лестницей, пропевал его от корки до корки. Это не ускользнуло от взора семинарского начальства. Ректор написал обо всём отцу Митрофана. И когда юноша приехал домой на летние каникулы, родитель прямо спросил его, намерен ли он продолжать учёбу в семинарии. Парень ответил честно: свою жизнь он хотел бы связать с народной музыкой. Отец возражать не стал.
Митрофан начал брать уроки пения у воронежских педагогов, а через несколько лет отправился в Москву. В большом городе нужно было на что-то жить, и Пятницкий устроился на работу в регистратуру при Морозовской больнице. В свободное время Митрофан выступал на сцене — в городских парках и небольших эстрадных залах. Исполнял те самые песни, которые ещё мальчишкой слышал в родном селе. Современник Пятницкого, музыковед Вячеслав Пасхалов, так описывал его выступления: «Пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел передать стихию русской песни». Помимо исполнения, Пятницкий занимался собиранием народных песен. Путешествовал по самым отдалённым уголкам России, и неизменно привозил из экспедиций богатейший материал, знакомился с уникальными народными исполнителями-самородками. Именно в этих поездках и зародилась у Пятницкого мысль показать людям лучших представителей подлинно народной русской школы пения, уходящей корнями в глубокую древность.
Мечта Пятницкого осуществилась в феврале 1911 года. В тот день в Малом зале Дворянского собрания в Москве состоялся концерт талантливых крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губерний, которых собрал и привёз в Москву Митрофан Ефимович. Выступление закончилось овациями. Газета «Русские Ведомости» писала: «...публика смогла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами, живыми художественными традициями которых и доселе ещё держится культура на Руси». Выступления народного хора Пятницкого стали проходить регулярно. Приезд крестьян в Москву Митрофан Ефимович оплачивал из собственных скромных средств, а часть сборов от концертов шли в пользу Московского попечительства о бедных. Скульптор Сергей Конёнков, хорошо знавший Пятницкого, вспоминал: «Будучи человеком мягким, добрым и ласковым, он всегда вникал в мелочи жизни своих хористов и во всём помогал им».
После революции 1917-го года многие деятели искусства уехали за рубеж. А Митрофан Ефимович Пятницкий остался в России. Русская народная песня осталась востребованной и в новых реалиях. В 1923-м его крестьянский хор выступал на торжественном открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В том же году Митрофану Ефимовичу присвоили звание Заслуженного артиста республики. Пресса тогда писала: «артисты Пятницкого несут в массы лучшие образцы искусства, говорящие о благородстве и высоких моральных чувствах человека...» В 1927-м году, после кончины Митрофана Ефимовича, его народному хору официально присвоили имя основателя. В те дни артист Московского Малого Академического театра, Владимир Лебедев, сказал замечательные слова о почившем друге: «Пятницкий сделал великое дело на века — дал слушателю живую русскую песню».
Все выпуски программы Жизнь как служение
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов