Сретение Господне — один из наиболее почитаемых православных праздников. Сретение радостно отмечают во всех Поместных Православных Церквах. В том числе, и в Грузинской. Грузия приняла христианство значительно раньше, чем Русь. Еще в четвертом веке. Поэтому некоторые обычаи и традиции, которые можно сегодня в Грузии наблюдать, восходят к древнехристианским временам.
В грузинском языке праздник Сретения Господня называется Миркма. В переводе на русский это означает — «объятие». Согласно Евангелию Богомладенец Христос был принят в объятия праведного Симеона, старца, который предсказал Спасителю и Богоматери Их будущее. Иное грузинское название Сретения — Свимоноба, то есть день святого Симеона.
В день Сретения, оно празднуется 15 февраля по новому стилю, многие грузины стараются посетить богослужение. И для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, и для того, чтобы принять участие в древней традиции.
На праздник Сретения перед Литургией в грузинских храмах происходит освящение свечей. Эти свечи грузины либо изготавливают дома сами, либо покупают в храме и затем отдают на освящение. Для чего они это делают? Обычай освящения свечей на Сретение сохранился в Грузинской Церкви с древних времен, когда христианство только зарождалось и повсеместно соседствовало с язычеством.
В начале февраля древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая сомнительные ритуалы. Некоторые из них происходили ночью. Христиане, желая помешать этому, брали зажженные свечи и обходили с пением молитвословий улицы города. Такие шествия со свечами символически указывали, что Христос победил тьму язычества и повсеместно теперь должен воссиять свет Евангелия.
В современной Грузии торжественные процессии со свечами не практикуются. Но сохранился связанный с ними обычай. После Литургии православные грузины посещают могилы своих умерших родственников. Часть пути они идут с зажженными свечами. Места погребения чистят, приводят в порядок, а затем втыкают в могильный холмик освященные сретенские свечи. С молитвой о просвещении душ усопших светом Божьей благодати.
Еще одно грузинское название праздника Сретения — Ампариа или день зажженных факелов. Это тоже остаток древней традиции ночных христианских шествий со свечами. Ампария сегодня соблюдается только в селах. С наступлением темноты все жители села собираются вместе и приносят с собой по одному полену. Из поленьев складывается общий праздничный костер. Селяне сидят рядом с ним, танцуют, угощаются национальными блюдами. Затем проводится соревнование — кто дальше бросит зажженный факел. Грузины верят, что тот, кто бросит факел дальше остальных, получит особое благословение от Господа.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.