Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Свидание с шедевром

Промысел Божий о державе на холсте Михаила Нестерова

Промысел Божий о державе на холсте Михаила Нестерова


Почему именно Михаила Романова в 1613 году выбрали государем всея Руси? В Смутное время юный боярин стал для России «лучом света в тёмном царстве». И художник Михаил Нестеров показал это в своей работе «Призвание Михаила Фёдоровича на царство».


«Призвание Михаила Федоровича на царство» Михаил Нестеров, 1885 гг. Из собрания Третьяковской галереи

— Ваня, здравствуй! Прости, дорогой, я кажется, опоздала.

— Добрый день, Маргарита Константиновна! Нет, вы вовремя. Просто я пораньше пришёл в Третьяковскую галерею.

— И, я вижу, времени даром не теряешь, читаешь что-то. Уроки делаешь?

— К исторической олимпиаде готовлюсь по событиям Смутного времени.

— О, тема глубокая и сложная! В начале семнадцатого века Россия, казалось, летела в пропасть. Правящая династия Рюриковичей пресеклась. Между боярами началась борьба за власть. На трон претендовали многочисленные самозванцы. Неурожайные годы повлекли за собой страшный голод. В стране хозяйничали польские интервенты. Многим людям тогда пришлось приложить усилия, чтобы остановить трагедию.

— Да, я помню — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский собрали ополчение против захватчиков. Патриарх Гермоген укреплял народ своими посланиями, находясь в темнице. Но вот один герой тех событий остаётся для меня загадкой!

— Кто же это, Ваня?

— Михаил Фёдорович Романов. В суровое время он взошёл на московский престол, а ведь ему было всего шестнадцать! И справился, стал основателем новой монаршей династии. Как Михаилу это удалось?

— На этот вопрос ответил художник Михаил Нестеров в своей работе «Призвание Михаила Федоровича на царство». Пойдём, она здесь, в Третьяковской галерее, буквально в двух шагах.... Смотри.

— Какая таинственная картина! Церковь, полутьма. На ступенях у алтаря стоит юноша в белом кафтане — это Михаил Романов?

— Да. Во время Смуты он жил в Костромском Ипатьевском монастыре с матерью, инокиней Марфой. Вот она, рядом с сыном в Троицком соборе. Именно там делегаты Земского собора призвали юного боярина на царство. Видишь, они склонили перед Михаилом головы, опустились на колени.

— Земский собор — это тот, что в Москве состоялся?

— Да, 16 января 1613 года. Представители всех русских земель и сословий решали на нём, как спасти родину. И сообща избрали Михаила Романова своим правителем.

— Но почему именно его? Разве не было кандидатов старше, опытней?

— Были, и немало. Например, царём мог стать Дмитрий Пожарский. Но он отказался в пользу Михаила ФёдоровичаРоманов считался лучшей кандидатурой, поскольку не принимал участия в смуте и не принадлежал ни к одной из враждовавших политических группировок. В его избрании люди увидели волю Божию.

— Как это?

— Перед Земским собором участники три дня держали строгий пост. Началось собрание с молебна перед Владимирской иконой Божией Матери. И знать, и простолюдины обратили к Царице Небесной свои надежды прекратить Смуту на Руси, ждали помощи свыше.

— И единодушное решение призвать на царство Михаила Романова восприняли как ответ на свои молитвы?

— Верно, Ваня. Чудотворный образ Богородицы сопровождал делегатов собора и на пути в Кострому. Михаил Нестеров отметил это на своей картине — вот она, Владимирская икона, возвышается над головами ходоков.

— Художнику удалось показать, что совершается нечто таинственное.

— Удалось. Нестеров запечатлел исторический момент почти документально. Костюмы героев, интерьер Троицкого собора показаны так, словно перед нами фотография, снятая с помощью машины времени. Но на этом кадре есть интересная деталь. Фигура юноши выхвачена из сумрака ярким светом, она окружена свечением. Так Нестеров подчеркнул — вот человек, который Промыслом Божиим открыл новую страницу в истории России. Приём гениальный! Недаром картина «Призвание Михаила Федоровича на царство» считается одним из шедевров Третьяковской галереи.


ishkeeva

Последние записи

Деяния святых апостолов

Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…

17.05.2024

«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…

16.05.2024

«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов

У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…

16.05.2024

Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. История обители

В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…

16.05.2024

«Терпящих обиды защищает Бог»

За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…

16.05.2024

«Слава Богу за всё, что пришлось мне пережить»

Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…

16.05.2024

This website uses cookies.