Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, вы, кажется, впервые в Ханты-Мансийске?
— Да, Андрей Борисович, никогда раньше здесь не была. Но знаете, чувствую себя как дома!
— Это потому, что мы с вами в художественном музее?
— Да, верно. Даже больше скажу — я как будто в родной Третьяковке оказалась. Посмотрите, вот картина Михаила Васильевича Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны». Она экспонируется и у нас!
— Вижу, вижу... И правда, в Третьяковской галерее есть такое полотно. Насколько я знаю, известны три авторских повторения этой работы Нестерова. Первоначальный вариант картины находится, как мы уже выяснили, в Третьяковке. Второй — тоже в Москве, в музее-квартире дирижёра Николая Семёновича Голованова. А третий — вот он, перед нами; в Ханты-Мансийском художественном музее!
— Да, такое чувство, словно за тысячи километров от дома вдруг неожиданно встретил старого знакомого! Я люблю эту картину. Она умиротворяющая, возвышенная, и как будто немного неземная... Пушкинские строки, которыми Нестеров назвал своё полотно, очень к ней подходят.
— Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлета́ть во области зао́чны,
Чтоб укреплять его средь до́льних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
— Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
— Интересная получается взаимосвязь: Александра Сергеевича Пушкина вдохновила на это стихотворение покаянная великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. А Михаил Нестеров, вдохновившись пушкинскими строками, создал своё потрясающее полотно.
— Вдоль берега реки, опираясь на посохи, бредут монахи-странники. Седобородые, сгорбленные. Чуть поодаль, ближе к зрителю — девушки в белых платках и русских сарафанах, чёрных с золотом. Так когда-то одевались монастырские послушницы, их называли «белицы». Они идут, кротко опустив головы в смиренной молитве. В руках у девушек зажжённые свечи.
— Между группами странников и белиц стоит небольшая деревянная часовенка — так называемая столбовка. Столб с навершием в виде маленькой церковки; внутри — икона и горящая лампада.
— Картина пронизана покаянным настроением...
— Нестеров написал её в 1934-м. Это было тяжёлое время, безбожное. По всей стране закрывались и разрушались храмы, верующих преследовали. Михаил Васильевич, чья живопись всегда была пронизана христианским духом, с болью взирал на то, что творили большевики.
— Михаил Васильевич считал, что каждый, в том числе и он сам, вольно или невольно, прямо или косвенно, виноват в происходящем...
— Поэтому его работа «Отцы-пустынники и жены непорочны» — в какой-то мере, картина-покаяние, картина-плач по гибнущей святой Руси.
— Да, это многое объясняет. Например, то, почему герои полотна — странники и белицы — выглядят растерянными. Как будто спрашивают: что нам теперь делать? Куда идти?
— И вместе с этим совершенно понятно, что от веры, от Бога они не отрекутся. Их молитвами однажды святая Русь воскреснет.
— Так и случилось! А знаете, что меня всегда поражает в картинах Нестерова — так это природа. У него она всегда особенная — воздушная, прозрачная. Мягкие полутона, почти акварельные мазки. Вот и здесь — берёзы и ёлочки, река словно парят в дымке и придают полотну нездешнюю, благоговейную, горнюю атмосферу.
— Да, природа у Нестерова удивительная! Но я хотел бы ещё раз обратить внимание на персонажей полотна. Посмотрите, Маргарита Константиновна, это ведь наши старые знакомые!
— Верно! Один из пустынников — это персонаж картины Нестерова «Святая Русь», а другой — его же знаменитый «Странник». Девушки-белицы пришли сюда с полотна «Великий постриг».
— Михаил Васильевич говорил: «На этом холсте собрались вместе все мои пустынники и все жёны». Впрочем, такой художественный приём был характерен и для других групповых полотен Нестерова. Герои у него нередко повторяются, словно переходят с одной картины на другую. Таким образом, творчество мастера будто связано единым пространством...
— В котором прослеживается общий внутренний посыл: покаянием преобразится и воскреснет и человеческая душа, и святая Русь.
Картину Михаила Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема