Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, вы, кажется, впервые в Ханты-Мансийске?
— Да, Андрей Борисович, никогда раньше здесь не была. Но знаете, чувствую себя как дома!
— Это потому, что мы с вами в художественном музее?
— Да, верно. Даже больше скажу — я как будто в родной Третьяковке оказалась. Посмотрите, вот картина Михаила Васильевича Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны». Она экспонируется и у нас!
— Вижу, вижу... И правда, в Третьяковской галерее есть такое полотно. Насколько я знаю, известны три авторских повторения этой работы Нестерова. Первоначальный вариант картины находится, как мы уже выяснили, в Третьяковке. Второй — тоже в Москве, в музее-квартире дирижёра Николая Семёновича Голованова. А третий — вот он, перед нами; в Ханты-Мансийском художественном музее!
— Да, такое чувство, словно за тысячи километров от дома вдруг неожиданно встретил старого знакомого! Я люблю эту картину. Она умиротворяющая, возвышенная, и как будто немного неземная... Пушкинские строки, которыми Нестеров назвал своё полотно, очень к ней подходят.
— Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлета́ть во области зао́чны,
Чтоб укреплять его средь до́льних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
— Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
— Интересная получается взаимосвязь: Александра Сергеевича Пушкина вдохновила на это стихотворение покаянная великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. А Михаил Нестеров, вдохновившись пушкинскими строками, создал своё потрясающее полотно.
— Вдоль берега реки, опираясь на посохи, бредут монахи-странники. Седобородые, сгорбленные. Чуть поодаль, ближе к зрителю — девушки в белых платках и русских сарафанах, чёрных с золотом. Так когда-то одевались монастырские послушницы, их называли «белицы». Они идут, кротко опустив головы в смиренной молитве. В руках у девушек зажжённые свечи.
— Между группами странников и белиц стоит небольшая деревянная часовенка — так называемая столбовка. Столб с навершием в виде маленькой церковки; внутри — икона и горящая лампада.
— Картина пронизана покаянным настроением...
— Нестеров написал её в 1934-м. Это было тяжёлое время, безбожное. По всей стране закрывались и разрушались храмы, верующих преследовали. Михаил Васильевич, чья живопись всегда была пронизана христианским духом, с болью взирал на то, что творили большевики.
— Михаил Васильевич считал, что каждый, в том числе и он сам, вольно или невольно, прямо или косвенно, виноват в происходящем...
— Поэтому его работа «Отцы-пустынники и жены непорочны» — в какой-то мере, картина-покаяние, картина-плач по гибнущей святой Руси.
— Да, это многое объясняет. Например, то, почему герои полотна — странники и белицы — выглядят растерянными. Как будто спрашивают: что нам теперь делать? Куда идти?
— И вместе с этим совершенно понятно, что от веры, от Бога они не отрекутся. Их молитвами однажды святая Русь воскреснет.
— Так и случилось! А знаете, что меня всегда поражает в картинах Нестерова — так это природа. У него она всегда особенная — воздушная, прозрачная. Мягкие полутона, почти акварельные мазки. Вот и здесь — берёзы и ёлочки, река словно парят в дымке и придают полотну нездешнюю, благоговейную, горнюю атмосферу.
— Да, природа у Нестерова удивительная! Но я хотел бы ещё раз обратить внимание на персонажей полотна. Посмотрите, Маргарита Константиновна, это ведь наши старые знакомые!
— Верно! Один из пустынников — это персонаж картины Нестерова «Святая Русь», а другой — его же знаменитый «Странник». Девушки-белицы пришли сюда с полотна «Великий постриг».
— Михаил Васильевич говорил: «На этом холсте собрались вместе все мои пустынники и все жёны». Впрочем, такой художественный приём был характерен и для других групповых полотен Нестерова. Герои у него нередко повторяются, словно переходят с одной картины на другую. Таким образом, творчество мастера будто связано единым пространством...
— В котором прослеживается общий внутренний посыл: покаянием преобразится и воскреснет и человеческая душа, и святая Русь.
Картину Михаила Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Николая Чудотворца (д. Согиницы, Ленинградская область)
Между двумя озёрами — Онежским и Ладожским, расположилась тихая деревенька Согиницы. Когда-то здесь была территория Олонецкой губернии, современной республики Карелия. А сегодня это самая окраина Ленинградской области. Сюда непременно стоит добраться — чтобы увидеть редкую жемчужину — церковь святого Николая Чудотворца, которая стоит в Согиницах с конца 17-го столетия.
Как и село, храм расположен на левом берегу быстрой, извилистой прозрачной реки Важинки. Он стоит почти у самой воды, в которой отражается густой вековой лес. Никольская церковь — уникальный памятник Прионежской школы деревянного зодчества. Высокий храм с шатровым куполом и такой же колокольней был возведён в 1696 году. Церковь срублена из еловых и лиственничных стволов. Она полностью деревянная, из дерева сделаны даже маковки куполов! Воздушная, парящая красота.
На Никольский храм советуют смотреть с воды, из лодки — говорят, именно так его архитектура раскрывается во всей своей многогранности, которая кроется за внешней простотой. Но и с суши церковь производит огромное впечатление. Побелевший от времени тёс, небольшие окошки с решётками и сдержанный резной декор.
Когда-то рядом с Никольской церковью стоял ещё один деревянный шатровый храм — в честь пророка Божия Илии. Он разрушился во второй половине 19-го века. Тогда же, в 1864 году, на его месте был возведён новый. Тоже полностью деревянный, но уже совсем в ином архитектурном стиле, ничем не напоминающем традиционное северное храмовое зодчество. А вот Никольский храм с момента постройки не перестраивался ни разу! Делался кое-какой мелкий ремонт, но, в сущности, и церковь, и колокольня дошли до нас в первозданном виде. Конечно, реставрация необходима, и она идёт — постепенно и очень скрупулёзно. Торопиться при работе с таким уникальным древним памятником, как церковь Николая Чудотворца, нельзя. Ведь важно сохранить исторический облик во всех деталях. Оба храма в Согиницах — и Никольский, и Ильинский — действующие, открыты ежедневно. Окутанные глубокой северной тишиной, они ждут каждого, кто захочет приехать, чтобы помолиться в их древних бревенчатых стенах.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Церковь Воздвижения Креста Господня (Волково, Рамешковский район, Тверская область)
Деревня Волково в Рамешковском районе Тверской области — место, где царит упоительная тишина. Вокруг леса, луга, да речка Кушалка вьётся среди поросших камышом обрывистых берегов. Простор и покой. Народу здесь осталось совсем немного и местные жители всегда рады гостям. А заезжают сюда часто, хотя дорога от трассы до деревни сложная — грунтовка да булыжники. Привлекает сюда людей церковь Воздвижения Креста Господня.
Пятиглавая, с шатровой колокольней, из красного кирпича, не утратившего со временем яркости, она стоит чуть поодаль от деревни. Храм был построен в начале ХХ столетия. Он принадлежал женской монашеской сельскохозяйственной общине «Труд и молитва». Её насельницы выращивали в деревне овощи и фрукты, занимались птицеводством и рыбной ловлей. И, конечно, молились — именно здесь, в Воздвиженском храме. Белоснежная нарядная пятиглавая церковь была видна издалека. Сохранилась дореволюционная фотография храма — на ней видно, каким красивым он когда-то был. По воспоминаниям очевидцев, его окружал ельник, который высадили монахини.
После 1917 года общину расформировали. Однако богослужения в храме продолжались вплоть до конца 1930-х. Настоятелем церкви в те годы был священник Владимир Чекалов, причисленный ныне к лику новомучеников и исповедников Российских. Воздвиженский храм закрыли после его ареста. К моменту, когда в 2000-е годы храм передали Русской Православной Церкви, здание сильно обветшало, но не утратило своего величия. Кровля поросла деревьями, но всё так же высятся на куполах кресты. А внутри чудом сохранились деревянный резной трёхъярусный иконостас и печь, которая когда-то отапливала храм — судя по остаткам облицовки, она была изразцовой.
Жители Волково надеются, что придёт время, когда в церкви снова совершится Божественная Литургия и продолжают с благоговением молиться в разрушенном храме. Они верят — вместе с ними невидимо и неслышно молится ангел, все эти годы хранящий святыню их села.
Все выпуски программы ПроСтранствия







