
Фото: Ivan Lemekhov / Unsplash
В июне 1619 года Ростовский митрополит Филарет Романов после девятилетнего плена в Речи Посполитой возвращался в Москву. За Тверскими воротами, в районе нынешней Пушкинской площади, архиерея встречал сын — царь Михаил Фёдорович. Государь принял от митрополита благословение и целование, а потом, не выдержав, расплакался слезами радости, и вслед за ним расплакался весь наблюдавший за торжественной встречей народ. В честь возвращения отца, которое случилось в день пророка Елисея, царь повелел построить храм этого святого, установить особый церковный праздник и помиловал многих заключённых. Не было для Михаила Фёдоровича события радостнее встречи с любимым отцом.
В разлуке с ним будущий государь провёл большую часть детства. Ещё при Борисе Годунове его отец, боярин Фёдор Никитич Романов, был пострижен в монашество с именем Филарет и поселился в Антониево Сийском монастыре под Архангельском. После смерти Годунова Филарета возвели в сан митрополита и поставили на Ростовскую кафедру. Но уже спустя два года, во время Смутного времени, митрополит оказался сначала в плену у Лжедмитрия ΙΙ, а затем — у польского короля. До нас, через охранников Филарета, дошли его слова о том, что разлука с родными для него страшнее смерти. Филарет говорил: «как вспомню их, так словно рогатина вонзается в сердце».
Михаил Фёдорович стремился освободить отца и прибегал для этого не только к помощи дипломатии. Он привык к обычным молитвам прибавлять особые, обращенные к Богу, слова об избавлении Филарета от плена. Предание Макарьево-Унженского монастыря сохранило историю о том, что, ещё будучи царевичем, Михаил Фёдорович усиленно молился преподобному Макарию, который считался покровителем пленных, и дал обет посетить обитель в случае освобождения Филарета. Царь исполнил обет сразу же после возвращения отца, совершив паломничество в Макарьево-Унженский монастырь. На месте монастырских келий, где останавливался царь, была спустя десять лет выстроена Успенская церковь.
После возвращения в Москву митрополит Филарет был избран патриархом, и стал, как его официально именовали в документах, «великим государем». Вместе отец и сын принимали решения о снижении налогов и льготах для различных сословий, о восстановлении разорённых городов и помиловании приговорённых к казни.
Митрополит Филарет участвовал в выборе невесты для Михаила. Он крестил его детей и, по возможности, участвовал в их воспитании. Отец и сын были очень близки и даже в своей официальной переписке не раз говорили о том, как тоскуют друг по другу. Михаил Федорович написал однажды: «Обычно человек, когда вспоминает о любезном, проливает слезы радости. Но что для человеческой природы любезнее родившего и слаще рождённого? Какую радость доставляет нам ваша отеческая любовь и мысль о том, что близок день и час, в которые мы увидим ваше ясное лицо и услышим ваш добрый голос». Совершая поездки по России, царь и патриарх слали друг другу небольшие подарки. Однажды из Троице-Сергиевой лавры Михаил Фёдорович послал отцу корзину яблок и корзину калачей. А патриарх Филарет в качестве ответного подарка отправил сыну «часы воротные, боевые» — одни из первых механических часов на Руси.
Патриарх умер неожиданно в самый разгар русско-польской войны 1632-1634 годов. Царь лишился не только отца, но и верного помощника. Михаил Фёдорович носил траур сорок дней, в церквах и монастырях по всей России совершались поминальные службы. Царь молился о своём отце и по-прежнему надеялся на встречу с ним — в том мире, где их уже никто не разлучит.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело