
Фото: Ivan Lemekhov / Unsplash
В июне 1619 года Ростовский митрополит Филарет Романов после девятилетнего плена в Речи Посполитой возвращался в Москву. За Тверскими воротами, в районе нынешней Пушкинской площади, архиерея встречал сын — царь Михаил Фёдорович. Государь принял от митрополита благословение и целование, а потом, не выдержав, расплакался слезами радости, и вслед за ним расплакался весь наблюдавший за торжественной встречей народ. В честь возвращения отца, которое случилось в день пророка Елисея, царь повелел построить храм этого святого, установить особый церковный праздник и помиловал многих заключённых. Не было для Михаила Фёдоровича события радостнее встречи с любимым отцом.
В разлуке с ним будущий государь провёл большую часть детства. Ещё при Борисе Годунове его отец, боярин Фёдор Никитич Романов, был пострижен в монашество с именем Филарет и поселился в Антониево Сийском монастыре под Архангельском. После смерти Годунова Филарета возвели в сан митрополита и поставили на Ростовскую кафедру. Но уже спустя два года, во время Смутного времени, митрополит оказался сначала в плену у Лжедмитрия ΙΙ, а затем — у польского короля. До нас, через охранников Филарета, дошли его слова о том, что разлука с родными для него страшнее смерти. Филарет говорил: «как вспомню их, так словно рогатина вонзается в сердце».
Михаил Фёдорович стремился освободить отца и прибегал для этого не только к помощи дипломатии. Он привык к обычным молитвам прибавлять особые, обращенные к Богу, слова об избавлении Филарета от плена. Предание Макарьево-Унженского монастыря сохранило историю о том, что, ещё будучи царевичем, Михаил Фёдорович усиленно молился преподобному Макарию, который считался покровителем пленных, и дал обет посетить обитель в случае освобождения Филарета. Царь исполнил обет сразу же после возвращения отца, совершив паломничество в Макарьево-Унженский монастырь. На месте монастырских келий, где останавливался царь, была спустя десять лет выстроена Успенская церковь.
После возвращения в Москву митрополит Филарет был избран патриархом, и стал, как его официально именовали в документах, «великим государем». Вместе отец и сын принимали решения о снижении налогов и льготах для различных сословий, о восстановлении разорённых городов и помиловании приговорённых к казни.
Митрополит Филарет участвовал в выборе невесты для Михаила. Он крестил его детей и, по возможности, участвовал в их воспитании. Отец и сын были очень близки и даже в своей официальной переписке не раз говорили о том, как тоскуют друг по другу. Михаил Федорович написал однажды: «Обычно человек, когда вспоминает о любезном, проливает слезы радости. Но что для человеческой природы любезнее родившего и слаще рождённого? Какую радость доставляет нам ваша отеческая любовь и мысль о том, что близок день и час, в которые мы увидим ваше ясное лицо и услышим ваш добрый голос». Совершая поездки по России, царь и патриарх слали друг другу небольшие подарки. Однажды из Троице-Сергиевой лавры Михаил Фёдорович послал отцу корзину яблок и корзину калачей. А патриарх Филарет в качестве ответного подарка отправил сыну «часы воротные, боевые» — одни из первых механических часов на Руси.
Патриарх умер неожиданно в самый разгар русско-польской войны 1632-1634 годов. Царь лишился не только отца, но и верного помощника. Михаил Фёдорович носил траур сорок дней, в церквах и монастырях по всей России совершались поминальные службы. Царь молился о своём отце и по-прежнему надеялся на встречу с ним — в том мире, где их уже никто не разлучит.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер