
Фото: Ivan Lemekhov / Unsplash
В июне 1619 года Ростовский митрополит Филарет Романов после девятилетнего плена в Речи Посполитой возвращался в Москву. За Тверскими воротами, в районе нынешней Пушкинской площади, архиерея встречал сын — царь Михаил Фёдорович. Государь принял от митрополита благословение и целование, а потом, не выдержав, расплакался слезами радости, и вслед за ним расплакался весь наблюдавший за торжественной встречей народ. В честь возвращения отца, которое случилось в день пророка Елисея, царь повелел построить храм этого святого, установить особый церковный праздник и помиловал многих заключённых. Не было для Михаила Фёдоровича события радостнее встречи с любимым отцом.
В разлуке с ним будущий государь провёл большую часть детства. Ещё при Борисе Годунове его отец, боярин Фёдор Никитич Романов, был пострижен в монашество с именем Филарет и поселился в Антониево Сийском монастыре под Архангельском. После смерти Годунова Филарета возвели в сан митрополита и поставили на Ростовскую кафедру. Но уже спустя два года, во время Смутного времени, митрополит оказался сначала в плену у Лжедмитрия ΙΙ, а затем — у польского короля. До нас, через охранников Филарета, дошли его слова о том, что разлука с родными для него страшнее смерти. Филарет говорил: «как вспомню их, так словно рогатина вонзается в сердце».
Михаил Фёдорович стремился освободить отца и прибегал для этого не только к помощи дипломатии. Он привык к обычным молитвам прибавлять особые, обращенные к Богу, слова об избавлении Филарета от плена. Предание Макарьево-Унженского монастыря сохранило историю о том, что, ещё будучи царевичем, Михаил Фёдорович усиленно молился преподобному Макарию, который считался покровителем пленных, и дал обет посетить обитель в случае освобождения Филарета. Царь исполнил обет сразу же после возвращения отца, совершив паломничество в Макарьево-Унженский монастырь. На месте монастырских келий, где останавливался царь, была спустя десять лет выстроена Успенская церковь.
После возвращения в Москву митрополит Филарет был избран патриархом, и стал, как его официально именовали в документах, «великим государем». Вместе отец и сын принимали решения о снижении налогов и льготах для различных сословий, о восстановлении разорённых городов и помиловании приговорённых к казни.
Митрополит Филарет участвовал в выборе невесты для Михаила. Он крестил его детей и, по возможности, участвовал в их воспитании. Отец и сын были очень близки и даже в своей официальной переписке не раз говорили о том, как тоскуют друг по другу. Михаил Федорович написал однажды: «Обычно человек, когда вспоминает о любезном, проливает слезы радости. Но что для человеческой природы любезнее родившего и слаще рождённого? Какую радость доставляет нам ваша отеческая любовь и мысль о том, что близок день и час, в которые мы увидим ваше ясное лицо и услышим ваш добрый голос». Совершая поездки по России, царь и патриарх слали друг другу небольшие подарки. Однажды из Троице-Сергиевой лавры Михаил Фёдорович послал отцу корзину яблок и корзину калачей. А патриарх Филарет в качестве ответного подарка отправил сыну «часы воротные, боевые» — одни из первых механических часов на Руси.
Патриарх умер неожиданно в самый разгар русско-польской войны 1632-1634 годов. Царь лишился не только отца, но и верного помощника. Михаил Фёдорович носил траур сорок дней, в церквах и монастырях по всей России совершались поминальные службы. Царь молился о своём отце и по-прежнему надеялся на встречу с ним — в том мире, где их уже никто не разлучит.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.