
Фото: Ivan Lemekhov / Unsplash
В июне 1619 года Ростовский митрополит Филарет Романов после девятилетнего плена в Речи Посполитой возвращался в Москву. За Тверскими воротами, в районе нынешней Пушкинской площади, архиерея встречал сын — царь Михаил Фёдорович. Государь принял от митрополита благословение и целование, а потом, не выдержав, расплакался слезами радости, и вслед за ним расплакался весь наблюдавший за торжественной встречей народ. В честь возвращения отца, которое случилось в день пророка Елисея, царь повелел построить храм этого святого, установить особый церковный праздник и помиловал многих заключённых. Не было для Михаила Фёдоровича события радостнее встречи с любимым отцом.
В разлуке с ним будущий государь провёл большую часть детства. Ещё при Борисе Годунове его отец, боярин Фёдор Никитич Романов, был пострижен в монашество с именем Филарет и поселился в Антониево Сийском монастыре под Архангельском. После смерти Годунова Филарета возвели в сан митрополита и поставили на Ростовскую кафедру. Но уже спустя два года, во время Смутного времени, митрополит оказался сначала в плену у Лжедмитрия ΙΙ, а затем — у польского короля. До нас, через охранников Филарета, дошли его слова о том, что разлука с родными для него страшнее смерти. Филарет говорил: «как вспомню их, так словно рогатина вонзается в сердце».
Михаил Фёдорович стремился освободить отца и прибегал для этого не только к помощи дипломатии. Он привык к обычным молитвам прибавлять особые, обращенные к Богу, слова об избавлении Филарета от плена. Предание Макарьево-Унженского монастыря сохранило историю о том, что, ещё будучи царевичем, Михаил Фёдорович усиленно молился преподобному Макарию, который считался покровителем пленных, и дал обет посетить обитель в случае освобождения Филарета. Царь исполнил обет сразу же после возвращения отца, совершив паломничество в Макарьево-Унженский монастырь. На месте монастырских келий, где останавливался царь, была спустя десять лет выстроена Успенская церковь.
После возвращения в Москву митрополит Филарет был избран патриархом, и стал, как его официально именовали в документах, «великим государем». Вместе отец и сын принимали решения о снижении налогов и льготах для различных сословий, о восстановлении разорённых городов и помиловании приговорённых к казни.
Митрополит Филарет участвовал в выборе невесты для Михаила. Он крестил его детей и, по возможности, участвовал в их воспитании. Отец и сын были очень близки и даже в своей официальной переписке не раз говорили о том, как тоскуют друг по другу. Михаил Федорович написал однажды: «Обычно человек, когда вспоминает о любезном, проливает слезы радости. Но что для человеческой природы любезнее родившего и слаще рождённого? Какую радость доставляет нам ваша отеческая любовь и мысль о том, что близок день и час, в которые мы увидим ваше ясное лицо и услышим ваш добрый голос». Совершая поездки по России, царь и патриарх слали друг другу небольшие подарки. Однажды из Троице-Сергиевой лавры Михаил Фёдорович послал отцу корзину яблок и корзину калачей. А патриарх Филарет в качестве ответного подарка отправил сыну «часы воротные, боевые» — одни из первых механических часов на Руси.
Патриарх умер неожиданно в самый разгар русско-польской войны 1632-1634 годов. Царь лишился не только отца, но и верного помощника. Михаил Фёдорович носил траур сорок дней, в церквах и монастырях по всей России совершались поминальные службы. Царь молился о своём отце и по-прежнему надеялся на встречу с ним — в том мире, где их уже никто не разлучит.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











