
Благотворитель из города Егорьевска Рязанской губернии Михаил Бардыгин добрые дела совершал легко и охотно. К этому его с детства приучал отец, который, даже умирая, думал не о себе, а о людях и просил сына открыть в городе техническое училище и закончить обустройство Свято-Троицкого монастыря. Михаил и этот наказ выполнил, и всю жизнь помогал людям, благо владел огромным бизнесом — ткацкими и красильными фабриками.
Бардыгин-старший, 29 лет занимавший пост городского головы, делал для Егорьевска так много, что старики говорили: «Помрёт Никифор Михайлович, помрёт и наш город». Слыша эти сетования, младший Бардыгин писал в дневнике: «Да, поглядишь на все дела папаши и видишь, что лишь там и делается дело, где человек жертвует всем собою». В память об отце сын закончил строительные работы монастырского Троицкого храма. Подарил ему пять колоколов, башенные часы с курантами. И приступил к возведению механико-электротехнического училища.
Первый взнос Михаила Бардыгина на строительство был огромным — 200 000 рублей. В день закладки здания училища председатель Совета Министров Пётр Столыпин прислал в Егорьевск телеграмму следующего содержания: «Желаю процветания новому полезному рассаднику просвещения, а местным деятелям — бодрости и энергии на благо нашей любимой России».
Училище открыли в 1910-ом году. Мальчики обучались здесь пять лет. Программа была обширной: в неё входили слесарное дело, токарное, литейное и такой предмет, как электротехника. Бардыгин стал пожизненным попечителем своего детища. От предложения городских властей дать ему своё имя благотворитель отказался и без лишней помпы продолжал развивать училище: закупал за границей технику — паровую машину, динамо-машину, дизельный двигатель, построил общежитие для ребят и дом для преподавателей. Осушил болото напротив учебного заведения и возвёл на участке Ботанический сад. А первого директора училища командировал в Германию перенимать опыт западных специалистов.
Сторонник здорового образа жизни — а в детстве Михаил Никифорович много болел — он активно занимался спортом и приучал к нему егорьевцев. Создал гимнастическое общество под названием «Сокол» и футбольную команду «Бардыгинцы». При своей фабрике промышленник открыл публичную библиотеку и организовал музей русской старины. В нём насчитывалось две тысячи предметов: иконы, фарфор, оружие, одежда. Коллекция была бесценной.
В свой музей Михаил Никифорович посетителей пускал бесплатно, а в 1915-ом году подарил его городу. Но продолжал пополнять фонды, финансировал строительство отдельного здания, проект которого заказал знаменитому архитектору Щусеву. Стройку начали, но закончить не успели — грянула революция. Она помешала и возведению Бардыгина в потомственное дворянство за выдающуюся благотворительную деятельность. Оформление документов закончилось 25-ого октября 1917-ого года — в день, когда свершился большевистский переворот.
Николай Никифорович с семьёй эмигрировал во Францию, оставив по себе на Родине самую добрую память. Сохранились его дневники. В одном из них была такая запись: «Народ на честного фабриканта глядит как на своего кормильца. Пожар, увечье, хворь, старость — сколько народа они посылают с сумою? Кому, как ни капиталисту помочь им?»
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема