Бизнесмен и коллекционер — Михаил Юрьевич Абрамов — обладатель частного собрания икон, благодаря которому оно стало общедоступным в открывшемся 25 января 2011 года Музее русской иконы. Вход, экскурсии и все мероприятия в музее были и по сей день остаются бесплатными для посетителей.
Михаил Юрьевич начал собирать свою коллекцию, посетив как-то раз в 90-е годы Измайловский блошиный рынок. Выкупая впоследствии у коллекционеров на аукционах жемчужины иконописи, Михаил Абрамов также помогал возвращать реликвии отечественным музеям и храмам. Погиб меценат в августе 2019-го, везя с собой еще одну уникальную икону для музея. Икона была найдена среди обломков вертолета, в котором находился Михаил Юрьевич, и позднее заняла свое место в музее.
Что Михаил Юрьевич говорил про свое отношение к христианскому наследию?

25 января 2011 года на Гончарной улице в Москве, прямо напротив подворья Афонского Пантелеимонова монастыря торжественно открылся Музей русской иконы. В просторных залах расположились пять тысяч уникальных экспонатов — редчайшие древнерусские иконы московского, новгородского, ростовского, тверского, ярославского письма. Не меньше, чем замечательная экспозиция, поражало посетителей и то, что Музей русской иконы — это частное собрание. Личная коллекция, которую её обладатель решил сделать общедоступной, открытой для всех. Звали этого человека Михаил Юрьевич Абрамов.
«Удивительная коллекция и новое пространство культуры возникло как некое чудо, буквально у нас на глазах», — так отозвался о музее академик Российской академии художеств Алексей Лидов. И он, и другие современные искусствоведы поставили Абрамова в один ряд с такими знаменитыми меценатами и благотворителями прошлого, как Третьяков, Щукин, Мамонтов. Успешный предприниматель, владелец крупного бизнеса, Михаил Юрьевич в какой-то момент вдруг ясно осознал, что постоянное накопление богатства не имеет смысла. А заработанные деньги приносят радость, только если тратить их на что-то по-настоящему важное. «Музей — вечная основа, то, чему не страшны никакие кризисы, никакая инфляция, что было, есть и будет всегда», — говорил Абрамов. Музей Русской иконы — весьма дорогостоящий проект — стал благотворительностью в чистом виде. Вход, экскурсии и все мероприятия были, и по сей день остаются бесплатными для посетителей. Меценат не получал от музея никаких доходов. И чувствовал себя счастливым.
А началось всё ещё в 90-е. Михаил Юрьевич тогда крестился, и кто-то из друзей посоветовал ему приобрести образ его святого покровителя — Архистратига Михаила. И подсказал, что старинные иконы можно найти на Измайловском блошином рынке. Туда и отправился Абрамов. Планировал найти, купить, и уйти. Но вместо этого провёл на рынке целый день. А домой вернулся, не с одной, а с пятью иконами архангела Михаила. Так Михаил Юрьевич начал собирать свою коллекцию.
В поисках икон Абрамов объездил всю Россию. Выкупал у коллекционеров и на аукционах настоящие жемчужины иконописи. Параллельно изучал историю русской иконы. Зная, что многие работы древнерусских мастеров после Революции и во время Великой Отечественной войны были вывезены за рубеж, ездил в Европу, разыскивал их в частных собраниях. Так, например, в Германии была обнаружена «Троица Ветхозаветная» кисти знаменитого иконописца 17 века Кирилла Уланова. Михаил Юрьевич пополнял не только собственную коллекцию. Он помогал возвращать реликвии многим отечественным музеям и храмам. В Ростовский кремль с его помощью вернулся резной деревянный крест 16 века. Возвратились на своё законное место и десять образов из иконостаса великоустюжского храма Димитрия Солунского.
Абрамов не раз признавался, что не считает себя хозяином икон. «Мы — лишь хранители этого христианского наследия, которое принадлежит народу», — говорил он. Открывая Музей русской иконы, он хотел дать возможность сохранить, изучить и показать современным людям духовное наследие предков.
В августе 2019-го Михаил Юрьевич Абрамов трагически погиб в авиакатастрофе в небе над Эгейским морем. Меценат вёз с собой ещё одну уникальную икону для музея. Позже она была найдена среди обломков вертолёта — редкий греческий образ святых равноапостольных Константина и Елены 12 века. Икона заняла своё место в галерее, которую подарил людям Михаил Абрамов. Двери музея и сегодня открыты для всех.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 96 зач., VIII, 2-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Людям, как известно, свойственно сложные вещи упрощать. Так устроено наше сознание, и нам так просто легче жить. Но есть области бытия, где упрощение может довести до печальных последствий. И одна из таких областей — жизнь духовная. О недопустимости упрощения отношений человека и Бога рассуждает апостол Павел в отрывке из 8-й главы своего послания к Римлянам, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 8.
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Лейтмотивом прозвучавшего отрывка из послания апостола Павла к Римлянам является противостояние плоти и духа. На первый взгляд, понять суть проблемы, которую поднимает апостол, довольно трудно. Для этого нам понадобится немного погрузиться в исторический контекст. Римская община христиан первоначально состояла из евреев, поверивших во Христа и принявших крещение. Затем к ним присоединились бывшие язычники. До определённого времени церковная община Рима жила в мире. Но затем последовал указ императора Клавдия, согласно которому евреи (и иудеи, и христиане) изгонялись из всех крупных городов из-за подозрений в сепаратизме. В результате, Римская община лишилась своего ядра. Что привело к кризису — помочь его преодолеть поспешил апостол Павел, направивший столичным христианам послание. В этом тексте содержится много важных мыслей и ценных советов. Один из них мы только что слышали.
Апостол Павел напоминает своим читателям, а вместе с ними и нам, что спасение в христианском понимании невозможно получить самостоятельно — без Бога. Спасение является даром Божиим. И поддаются досадной иллюзии те, кто полагают, что с Творцом можно играть в какие-то религиозные игры. А именно — с помощью исполнения тех или иных традиций, обрядов фактически принудить Бога к тому, чтобы Он даровал человеку те или иные блага. Апостол называет подобный ошибочный подход к духовной жизни — плотским. Потому что данное видение не может возвыситься над горизонтом земных вещей. Такое отношение к религии имело место и в язычестве, и в позднем иудаизме. И там, и там люди полагали, что через совершение каких-то ритуалов они гарантированно получают необходимый результат — помощь свыше. При этом какого-либо внутреннего изменения к лучшему в общем-то и не требуется.
Апостолу Павлу такой меркантильный подход совершенно не нравился. В первую очередь, по причине его фактической лживости. Вот почему Павел призывает своих читателей жить не плотской, а духовной жизнью. Что означает на практике следующее. Вера не может существовать без внешнего проявления. Но внешние поступки определяются тем, какое конкретное содержание вкладывает человек в них. И Павел призывает нас не играть в меркантильные игры, не упрощать отношения с Богом до уровня «ты мне — я тебе», а опираться на искреннюю веру и на надежду, что наши скромные приношения будут Богом приняты и освящены. И ответом со стороны Творца станет дар Духа Святого, без помощи Которого никакого спасения стяжать нельзя. Потому что спасение не есть какой-то бесконечный комфорт, что существует помимо Бога, но жизнь вечная во Христе и со Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов