Бизнесмен и коллекционер — Михаил Юрьевич Абрамов — обладатель частного собрания икон, благодаря которому оно стало общедоступным в открывшемся 25 января 2011 года Музее русской иконы. Вход, экскурсии и все мероприятия в музее были и по сей день остаются бесплатными для посетителей.
Михаил Юрьевич начал собирать свою коллекцию, посетив как-то раз в 90-е годы Измайловский блошиный рынок. Выкупая впоследствии у коллекционеров на аукционах жемчужины иконописи, Михаил Абрамов также помогал возвращать реликвии отечественным музеям и храмам. Погиб меценат в августе 2019-го, везя с собой еще одну уникальную икону для музея. Икона была найдена среди обломков вертолета, в котором находился Михаил Юрьевич, и позднее заняла свое место в музее.
Что Михаил Юрьевич говорил про свое отношение к христианскому наследию?
25 января 2011 года на Гончарной улице в Москве, прямо напротив подворья Афонского Пантелеимонова монастыря торжественно открылся Музей русской иконы. В просторных залах расположились пять тысяч уникальных экспонатов — редчайшие древнерусские иконы московского, новгородского, ростовского, тверского, ярославского письма. Не меньше, чем замечательная экспозиция, поражало посетителей и то, что Музей русской иконы — это частное собрание. Личная коллекция, которую её обладатель решил сделать общедоступной, открытой для всех. Звали этого человека Михаил Юрьевич Абрамов.
«Удивительная коллекция и новое пространство культуры возникло как некое чудо, буквально у нас на глазах», — так отозвался о музее академик Российской академии художеств Алексей Лидов. И он, и другие современные искусствоведы поставили Абрамова в один ряд с такими знаменитыми меценатами и благотворителями прошлого, как Третьяков, Щукин, Мамонтов. Успешный предприниматель, владелец крупного бизнеса, Михаил Юрьевич в какой-то момент вдруг ясно осознал, что постоянное накопление богатства не имеет смысла. А заработанные деньги приносят радость, только если тратить их на что-то по-настоящему важное. «Музей — вечная основа, то, чему не страшны никакие кризисы, никакая инфляция, что было, есть и будет всегда», — говорил Абрамов. Музей Русской иконы — весьма дорогостоящий проект — стал благотворительностью в чистом виде. Вход, экскурсии и все мероприятия были, и по сей день остаются бесплатными для посетителей. Меценат не получал от музея никаких доходов. И чувствовал себя счастливым.
А началось всё ещё в 90-е. Михаил Юрьевич тогда крестился, и кто-то из друзей посоветовал ему приобрести образ его святого покровителя — Архистратига Михаила. И подсказал, что старинные иконы можно найти на Измайловском блошином рынке. Туда и отправился Абрамов. Планировал найти, купить, и уйти. Но вместо этого провёл на рынке целый день. А домой вернулся, не с одной, а с пятью иконами архангела Михаила. Так Михаил Юрьевич начал собирать свою коллекцию.
В поисках икон Абрамов объездил всю Россию. Выкупал у коллекционеров и на аукционах настоящие жемчужины иконописи. Параллельно изучал историю русской иконы. Зная, что многие работы древнерусских мастеров после Революции и во время Великой Отечественной войны были вывезены за рубеж, ездил в Европу, разыскивал их в частных собраниях. Так, например, в Германии была обнаружена «Троица Ветхозаветная» кисти знаменитого иконописца 17 века Кирилла Уланова. Михаил Юрьевич пополнял не только собственную коллекцию. Он помогал возвращать реликвии многим отечественным музеям и храмам. В Ростовский кремль с его помощью вернулся резной деревянный крест 16 века. Возвратились на своё законное место и десять образов из иконостаса великоустюжского храма Димитрия Солунского.
Абрамов не раз признавался, что не считает себя хозяином икон. «Мы — лишь хранители этого христианского наследия, которое принадлежит народу», — говорил он. Открывая Музей русской иконы, он хотел дать возможность сохранить, изучить и показать современным людям духовное наследие предков.
В августе 2019-го Михаил Юрьевич Абрамов трагически погиб в авиакатастрофе в небе над Эгейским морем. Меценат вёз с собой ещё одну уникальную икону для музея. Позже она была найдена среди обломков вертолёта — редкий греческий образ святых равноапостольных Константина и Елены 12 века. Икона заняла своё место в галерее, которую подарил людям Михаил Абрамов. Двери музея и сегодня открыты для всех.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» — добрый помощник в деле воспитания детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Онлайн журнал «КлеверЛаб» полезен не только родителям, но и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
Игумен Герман (Скрыпник) преподаёт в одной из школ Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». Часто, обсуждая с детьми истории из Священного Писания, священник касается и вопросов житейских. Например, темы ревности в семье. «Оказывается, что ребят нередко беспокоит появление младшего братика или сестрички. И это очень острый вопрос», — рассказывает игумен Герман. «Для меня, как педагога и священника, помощником в этой деликатной теме стал материал от журнала „КлеверЛаб“ о детской ревности — откуда она берётся и что делать, если дети в семье начинают ревновать. Благодаря советам и рекомендациям специалистов мы совместно с детьми учимся заботе и любви к ближнему, преодолевая негативные переживания».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» собраны материалы, которые будут полезны как в работе с детьми, так и в семейной жизни.
Чтобы проект продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать ещё больше интересных статей для всех, кому небезразлично будущее детей.
Найти проект в интернете просто — наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в селе Яковлево». Александр Воробьев
У нас в студии был инициатор восстановления Знаменского храма в Селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Наш гость рассказал, как начал заниматься возрождением храма в месте, где с детства проводил много времени, почему это для него стало так важно, как и что удается делать и как возрождающийся храм преображает жизнь всего села.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер