15 мая отмечается Международный день семьи. Часто говорят о том, что семья - это базовая ячейка общества. Что именно в семье человек получает первые навыки общения, уважения к другим, любви и привязанности, именно в семье он узнает родной язык и культуру. Все это, несомненно, верно и очень важно. Но у семьи есть и еще одно, духовное, мистическое измерение.
Когда Священное Писание говорит об отношениях Бога с людьми, образ, который оно использует чаще всего - это образ семьи. Бог сравнивает Себя с Супругом, Отцом, в одном месте Писания даже с матерью. В Евангелии Господь Иисус наставляет нас молиться, обращаясь к Богу как к Отцу - “Отче наш”, святой Апостол Павел говорит о том, что христиане взывают к Богу как к Отцу - “Авва, Отче”. Это слово “Авва” - как русское “папа”, носит очень теплый, семейный характер.
Именно семья - жизнь супругов и родителей - служит источником того опыта и тех понятий, в которых Писание говорит о Боге. Семья, где люди любят и заботятся, служат друг другу и идут на жертвы - это своего рода откровение о Боге и Его Царстве. В семье, где люди учатся любить и принимать любовь, доверять и оправдывать доверие, виден прообраз Царства.
Людям с трагическим семейным опытом бывает очень сложно воспринять этот язык. Людям, у которых не было семьи - или с которыми в семье обращались плохо - бывает трудно называть Бога отцом.
Поэтому кризис семьи - это трагедия не только на личном и социальном, но и на духовном уровне.
Семья - союз мужчины и женщины, в котором (в обычном случае) рождаются и воспитываются дети - в наше время нуждается в особенном утверждении и защите. Мы живем в культуре, во многих отношениях антисемейной. Прежде всего, потому, что семья требует верности, долга, самоограничения - а мир вокруг нас проповедует право человека следовать своим желаниям, какими бы они ни были.
Любовь - супружеская или родительская - всегда является жертвенной. Потребитель и эгоист, который делает все, чтобы только себя побаловать, который, хуже того, считает, что имеет право на неверность и на разрыв любых обязательств, которые перестают его устраивать, увы, не сможет быть семейным человеком.
И - несмотря на то, что реклама уверяет в обратном - он будет глубоко несчастен. Счастье - и по эту сторону, на земле, и по ту, в вечности - требует верности, любви и жертвы.
Чтобы быть счастливыми - в том числе, в семейной жизни - нам необходимо пойти против течения, обратиться к Богу, принять Его замысел о семье, покориться Его заповедям и искать Его помощи.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.