28 декабря отмечается Международный день Кино. Кино — это и высокое искусство, и развлечение, и мощная индустрия. Мы сами не замечаем, как говорим цитатами из фильмов или используем киношные образы. Старшее поколение знает, как родных, Штирлица и Василия Ивановича, молодое — Чубакку и Темного Лорда. Обычно не надо объяснять, кто это такие; это персонажи, известные в каждом доме, как и сюжетные ходы фильмов.
В древности источником цитат на все случаи жизни и примером для подражания был эпос. Из него люди узнавали, как надо поступать в тех или иных ситуациях, как реагировать на разные вызовы, что считается позорным, а что — почетным в племени. Потом в этой роли (по крайне мере, отчасти) стала выступать Библия и Жития Святых. Потом — в образованных кругах, источником подражания стала литература. Люди читали романы и узнавали из них, как дружить, как ссориться и как строить отношения с противоположным полом.
Наконец, литературу потеснило кино. Теперь именно кинематограф создает то хранилище слов, образов, поступков, к которым мы, часто неосознанно, прибегаем в реальной жизни. Как и литература, кино рассказывает истории. Потому что лучший способ передать послание — это рассказывать истории.
В Евангелии Господь Иисус рассказывает притчи — короткие истории. О блудном сыне, о милосердном самаритянине, о неверном управителе… Мы так устроены, что учимся на историях. Истории задевают эмоции и будят воображение. Они учат и формируют нас даже тогда, когда мы этого не замечаем — на очень глубоком, еще до-сознательном уровне.
Кино — мощное средство пропаганды. Это не обязательно плохо — пропагандировать можно и вполне хорошие вещи, от честности до здорового питания. Мы можем посмотреть хороший, воодушевляющий фильм, и, наконец, решиться что-то изменить в своей жизни.
Но бывает и по - другому. Помню, как-то я смотрел «V значит Вендетта» голливудский фильм про то, как власть в Британии захватили какие-то злобные фашисты, а потом их прогнали смелые партизаны. При этом фашисты были утрированно религиозными христианами (особенно негодяй-епископ), а партизаны, напротив, были далеки от церкви. В современном английском языке есть термин, которое можно перевести на русский как «развлеганда», то есть гибрид развлечения и пропаганды. Если просто загружать людей пропагандой — они переключатся на что-нибудь другое, поэтому пропаганду стараются размещать внутри развлечений. Фильмов, сериалов, смотря которые вы приучаетесь воспринимать одних как «хороших парней» а других как «плохих», чьему-то делу сочувствовать, а чье-то считать вражеским.
Это не значит, что фильмы не надо смотреть. Это значит, что их стоит смотреть, отдавая себе отчет — что нам хотят сказать, зачем, и согласны ли мы с этим и хотим ли мы этому подражать.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Запрет на законодательном уровне изображать храмы без крестов;
— Распространение мусульман в мире и является ли это вызовом для христиан;
— Круглый стол памяти академика Скрябина — доклад о разуме и сознании;
— Подкаст «Собрались с мыслями» о США.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов
- «Сохранение архитектуры Новгорода». Юлия Ратомская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 13.06.2025». Алексей Соколов, Андрей Тарасов

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Андрей Тарасов вынесли на обсуждение темы:
— Новый проект журнала «Фома» «Личный подкаст»;
— Христианский взгляд на женскую одежду;
— Усталость и отдых;
— Сохранение архитектурного наследия.
Ведущие: Алексей Пичугин, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!