28 декабря отмечается Международный день Кино. Кино — это и высокое искусство, и развлечение, и мощная индустрия. Мы сами не замечаем, как говорим цитатами из фильмов или используем киношные образы. Старшее поколение знает, как родных, Штирлица и Василия Ивановича, молодое — Чубакку и Темного Лорда. Обычно не надо объяснять, кто это такие; это персонажи, известные в каждом доме, как и сюжетные ходы фильмов.
В древности источником цитат на все случаи жизни и примером для подражания был эпос. Из него люди узнавали, как надо поступать в тех или иных ситуациях, как реагировать на разные вызовы, что считается позорным, а что — почетным в племени. Потом в этой роли (по крайне мере, отчасти) стала выступать Библия и Жития Святых. Потом — в образованных кругах, источником подражания стала литература. Люди читали романы и узнавали из них, как дружить, как ссориться и как строить отношения с противоположным полом.
Наконец, литературу потеснило кино. Теперь именно кинематограф создает то хранилище слов, образов, поступков, к которым мы, часто неосознанно, прибегаем в реальной жизни. Как и литература, кино рассказывает истории. Потому что лучший способ передать послание — это рассказывать истории.
В Евангелии Господь Иисус рассказывает притчи — короткие истории. О блудном сыне, о милосердном самаритянине, о неверном управителе… Мы так устроены, что учимся на историях. Истории задевают эмоции и будят воображение. Они учат и формируют нас даже тогда, когда мы этого не замечаем — на очень глубоком, еще до-сознательном уровне.
Кино — мощное средство пропаганды. Это не обязательно плохо — пропагандировать можно и вполне хорошие вещи, от честности до здорового питания. Мы можем посмотреть хороший, воодушевляющий фильм, и, наконец, решиться что-то изменить в своей жизни.
Но бывает и по - другому. Помню, как-то я смотрел «V значит Вендетта» голливудский фильм про то, как власть в Британии захватили какие-то злобные фашисты, а потом их прогнали смелые партизаны. При этом фашисты были утрированно религиозными христианами (особенно негодяй-епископ), а партизаны, напротив, были далеки от церкви. В современном английском языке есть термин, которое можно перевести на русский как «развлеганда», то есть гибрид развлечения и пропаганды. Если просто загружать людей пропагандой — они переключатся на что-нибудь другое, поэтому пропаганду стараются размещать внутри развлечений. Фильмов, сериалов, смотря которые вы приучаетесь воспринимать одних как «хороших парней» а других как «плохих», чьему-то делу сочувствовать, а чье-то считать вражеским.
Это не значит, что фильмы не надо смотреть. Это значит, что их стоит смотреть, отдавая себе отчет — что нам хотят сказать, зачем, и согласны ли мы с этим и хотим ли мы этому подражать.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница