Москва - 100,9 FM

Матвей Кузнецов

* Поделиться

Матвей КузнецовВ России есть семьи, в которых до сих пор хранится фарфоровая посуда, выпущенная в 19-ом веке под маркой «Товарищество Кузнецова». Ею почти не пользуются. Поскольку сегодня это – большая редкость. Не станешь ведь каждый день пить чай из семейных реликвий. И стоят раритетные чашки в шкафах за стеклом, радуя глаз и таинственно отсвечивая потёртым золотом.

Но так было не всегда. В 19-ом веке благодаря Матвею Кузнецову фарфор не был предметом роскоши и появился почти в каждом российском доме. Матвей Сидорович стал третьим в династии Кузнецовых. Выпускать фарфоровые изделия начал ещё его дед. Дело продолжил отец. У него был не только завод в Дулёво, но и фабрика в Риге. Сидор Терентьевич мечтал передать свои предприятия наследнику, но у него рождались одни девочки. Когда же, наконец, появился долгожданный сын, его воспитывали как продолжателя семейного дела, с детства посвящая в секреты бизнеса. Матвей едва успел окончить коммерческое училище в Риге, когда умер его отец. Несовершеннолетний юноша взял на себя управление фабриками.

Планы у Матвея были наполеоновскими. Он мечтал объединить все фарфоровые производства России и стал за небольшие деньги выкупать хорошие, но разоряющиеся фабрики. Так в конце 19-ого века было создано «Товарищество Кузнецова». Матвею Сидоровичу принадлежало восемь предприятий в России. Посуда, статуэтки, часы, керамическая плитка «Товарищества» продавались по всему миру. Сам Кузнецов получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», ему пожаловали право изображать государственный герб на своих изделиях.

А это считалось высшей наградой за качество продукции. Про Кузнецова, говорили, что в нём не было ни капли тщеславия, и заботился он не столько о собственной прибыли, сколько о подъёме отечественной промышленности. На фабриках «Товарищества» всегда работали художники из народа. «Народность» была фирменным стилем продукции Кузнецова. Его критиковали за простоту отделки и росписи. Но именно эта простота определяла цены: даже бедняки могли позволить себе купить кузнецовский фарфор. И Матвей Сидорович, зная об этом, своему стилю не изменял. Он очень любил простых людей. И много делал для них.

Рабочие Матвея Сидоровича жили в прекрасных условиях. Для них строились не только общежития, но и собственные дома. Корпуса фарфоровых заводов, учитывая вредность производства, стояли посреди садов или в окружении лесов. Кузнецов не жалел денег на больницы, родильные дома, детские сады, школы, где с учениками обязательно занимались лечебной гимнастикой. Матвей Сидорович выдавал пособия вдовам, сиротам и престарелым служащим. Открывал при фабриках магазины, в которых отличный товар продавался по сниженным ценам. Единственное, что было запрещено к продаже – это спиртные напитки. Когда в Ессентуках открылся первый санаторий, Кузнецов купил в нём палату и отправлял туда на бесплатное лечение своих сотрудников. А для лёгочных больных построил специальный санаторий. Словом, заботился Матвей Сидорович об облегчении, как быта, так и тяжёлого труда рабочих. В результате на предприятиях Кузнецова никогда не устраивали ни стачек, ни забастовок. А люди трудились десятилетиями, создавая династии.

В Дулёво долго не было православного храма. И в 1887 году рабочие решили собрать деньги на его строительство. Кузнецов внёс свою лепту и помог не только средствами, но взял на себя всё устройство храма, колокольни и домов для церковнослужителей. С этого времени увеличился и ассортимент заводской продукции, так как Кузнецов начал выпускать церковную утварь из фарфора: необыкновенно красивые киоты, подсвечники, иконостасы.

Много времени Матвей Сидорович отдавал общественной работе. Он состоял в Обществе попечения о раненых и больных воинах, опекал московские детские приюты. Устроил в Москве несколько бесплатных столовых, жертвовал деньги на развитие народного образования.

Те, в ком Матвей Сидорович принимал такое участие, отвечали ему огромной любовью и уважением. Уже после смерти предпринимателя на собранные рабочими пожертвования была учреждена стипендия «Имени Коммерции Советника Матвея Кузнецова». Даже революция и две Мировые войны не смогли уничтожить дела, которому «магнат фарфоровой империи» посвятил всю свою жизнь. Из восьми заводов Кузнецова семь работают по сей день.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Моя Вятка
Моя Вятка
Вятка – древняя земля. И сегодня, попадая на улицы города Кирова, неизбежно понимаешь, как мало мы знаем об этом крае! «Моя Вятка» - это рассказ о Вятской земле, виртуальное путешествие по городам и селам Кировской области.
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.

Также рекомендуем