В России есть семьи, в которых до сих пор хранится фарфоровая посуда, выпущенная в 19-ом веке под маркой «Товарищество Кузнецова». Ею почти не пользуются. Поскольку сегодня это – большая редкость. Не станешь ведь каждый день пить чай из семейных реликвий. И стоят раритетные чашки в шкафах за стеклом, радуя глаз и таинственно отсвечивая потёртым золотом.
Но так было не всегда. В 19-ом веке благодаря Матвею Кузнецову фарфор не был предметом роскоши и появился почти в каждом российском доме. Матвей Сидорович стал третьим в династии Кузнецовых. Выпускать фарфоровые изделия начал ещё его дед. Дело продолжил отец. У него был не только завод в Дулёво, но и фабрика в Риге. Сидор Терентьевич мечтал передать свои предприятия наследнику, но у него рождались одни девочки. Когда же, наконец, появился долгожданный сын, его воспитывали как продолжателя семейного дела, с детства посвящая в секреты бизнеса. Матвей едва успел окончить коммерческое училище в Риге, когда умер его отец. Несовершеннолетний юноша взял на себя управление фабриками.
Планы у Матвея были наполеоновскими. Он мечтал объединить все фарфоровые производства России и стал за небольшие деньги выкупать хорошие, но разоряющиеся фабрики. Так в конце 19-ого века было создано «Товарищество Кузнецова». Матвею Сидоровичу принадлежало восемь предприятий в России. Посуда, статуэтки, часы, керамическая плитка «Товарищества» продавались по всему миру. Сам Кузнецов получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», ему пожаловали право изображать государственный герб на своих изделиях.
А это считалось высшей наградой за качество продукции. Про Кузнецова, говорили, что в нём не было ни капли тщеславия, и заботился он не столько о собственной прибыли, сколько о подъёме отечественной промышленности. На фабриках «Товарищества» всегда работали художники из народа. «Народность» была фирменным стилем продукции Кузнецова. Его критиковали за простоту отделки и росписи. Но именно эта простота определяла цены: даже бедняки могли позволить себе купить кузнецовский фарфор. И Матвей Сидорович, зная об этом, своему стилю не изменял. Он очень любил простых людей. И много делал для них.
Рабочие Матвея Сидоровича жили в прекрасных условиях. Для них строились не только общежития, но и собственные дома. Корпуса фарфоровых заводов, учитывая вредность производства, стояли посреди садов или в окружении лесов. Кузнецов не жалел денег на больницы, родильные дома, детские сады, школы, где с учениками обязательно занимались лечебной гимнастикой. Матвей Сидорович выдавал пособия вдовам, сиротам и престарелым служащим. Открывал при фабриках магазины, в которых отличный товар продавался по сниженным ценам. Единственное, что было запрещено к продаже – это спиртные напитки. Когда в Ессентуках открылся первый санаторий, Кузнецов купил в нём палату и отправлял туда на бесплатное лечение своих сотрудников. А для лёгочных больных построил специальный санаторий. Словом, заботился Матвей Сидорович об облегчении, как быта, так и тяжёлого труда рабочих. В результате на предприятиях Кузнецова никогда не устраивали ни стачек, ни забастовок. А люди трудились десятилетиями, создавая династии.
В Дулёво долго не было православного храма. И в 1887 году рабочие решили собрать деньги на его строительство. Кузнецов внёс свою лепту и помог не только средствами, но взял на себя всё устройство храма, колокольни и домов для церковнослужителей. С этого времени увеличился и ассортимент заводской продукции, так как Кузнецов начал выпускать церковную утварь из фарфора: необыкновенно красивые киоты, подсвечники, иконостасы.
Много времени Матвей Сидорович отдавал общественной работе. Он состоял в Обществе попечения о раненых и больных воинах, опекал московские детские приюты. Устроил в Москве несколько бесплатных столовых, жертвовал деньги на развитие народного образования.
Те, в ком Матвей Сидорович принимал такое участие, отвечали ему огромной любовью и уважением. Уже после смерти предпринимателя на собранные рабочими пожертвования была учреждена стипендия «Имени Коммерции Советника Матвея Кузнецова». Даже революция и две Мировые войны не смогли уничтожить дела, которому «магнат фарфоровой империи» посвятил всю свою жизнь. Из восьми заводов Кузнецова семь работают по сей день.
«Женщина-христианка в современном мире». Дарья Сосновская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была основатель и шеф-редактор журнала «Магдалина» Дарья Сосновская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об ощущении в жизни явной поддержки от Бога и о том, как появилось решение создать современный женский журнал с христианскими ценностями и смыслами.
Дарья рассказала о своём пути — от детства в православной семье и первых журналистских шагов до осознания, что вера и профессия могут стать единым делом. Так родился журнал «Магдалина» — издание для современных женщин, ищущих смысл и стремящихся жить с Богом в сердце.
Разговор о духовной развилке, на которой сегодня оказывается каждая: о поиске воли Божией, женском достоинстве, семье и о том, как сохранять веру в мире, где слишком много внешнего давления и шаблонов.
Дарья поделилась историей, как Господь помог ей обрести настоящее счастье, как поддержка близких и любовь мужа стали благословением, и почему простые вещи — дом, семья, смех ребёнка — дают больше вдохновения, чем любая внешняя «успешность».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







