В гостях у программы “Материнский капитал” психолог, правозащитник, Арина Покровская.
С.Бакалеева:
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. Некоторые родители считают, что школа- это такая камера хранения, куда они привели, сдали детей и получили по окончанию занятий. Им кажется, что они не имеют права вмешиваться в тот процесс, который происходит за дверьми. Так это или нет, спросим у Арины Покровской – психолога, правозащитника, которая сегодня у нас в гостях. Здравствуйте, Арина!
А.Покровская:
— Здравствуйте.
С.Бакалеева:
— Давайте прямо разберем, Арина, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются многие родители. Ну, скажем, родителей не пускают в школу, говорят, что из соображений безопасности – это законно?
А.Покровская:
— Очень частый пример в настоящее время. Это незаконно, родителей должны в школу допускать. Достаточно частой практикой это стало с 2004, если не ошибаюсь года, когда произошли некоторые террористические акты и в общем как-то вот под это дело школы стали закрывать. Но закрывать их почему-то стали не от каких-то незнакомых и непонятных граждан, а в первую очередь от родителей. И вот недавно как раз был прецедент, на одной из московских школ объявление висело следующего содержания, что родителей и прочих посторонних лиц в школу не допускают на основании какого-то постановления.
С.Бакалеева:
— То есть родители уже приравнены к посторонним лицам в школе…
А.Покровская:
— Да, вот этот момент, что «родители и другие посторонние лица», он конечно возмущает и я думаю, что не только меня, а достаточно большое количество родителей. И вот в разных совершенно уголках России происходит похожая ситуация – под разными предлогами родителей пытаются в школу не допустить. Я понимаю, что это может быть удобно администрации, с точки зрения и безопасности, и гигиены, но в то же время у родителей есть права и покуда они являются законными представителями ребенка, в соответствии с Семейным кодексом, в соответствии с Конституцией, пока они в правах никак не ограничены, то они имеют право непосредственно защищать интересы ребенка и представлять его права в любом учреждении, в любой организации и без всяких доверенностей, без всяких дополнительных каких-то документов. Поэтому, не пускать родителей в школы – это незаконно. Конечно же, у школы может быть какой-то свой распорядок, конечно не стоит там активно мешать учебному процессу, или другим детям. Но, в то же время, если случилась какая-то ситуация, что родителям нужно зачем-то пройти в школу – посмотреть, как проводится урок, побеседовать с учителем, или просто пройтись по зданию, если там находится его ребенок, то родитель безусловно на это в праве.
С.Бакалеева:
— То есть, если родители входят в школу и видят такое объявление, не стоит обращать на него внимания? Как себя вести? А если охранник грудью закроет вход?
А.Покровская:
— Охранники, зачастую и закрывают грудью вход. В этом случае стоит обратиться к администрации школы. Если проблема не решена на этом уровне, то нужно обратиться в вышестоящие органы образования. Если сослались на какой-то документ, то опять же у этих органов образования выяснить, правомерно ли это, что это за документ, где его посмотреть, почитать и изучить.
С.Бакалеева:
— А вышестоящие органы – это что?
А.Покровская:
— Они могут различаться по территориальности. В Москве – это управления образования, это департаменты образования. В каких-то других городах, в зависимости от размера, это может иметь какое-то иное название, но в то же время, в самой школе всегда можно узнать, куда обращаться выше. Опять же по интернету это можно уточнить, я думаю, что с этим проблем не должно возникнуть. И прямо, если охранник на что-то ссылается, например, это документ такой-то – родители могут записать подробно, что это за документ, точное его название, поискать в интернете и уточнить у администрации. Опять же, если говорится, что это приказ директора – значит к директору. Если директор ссылается на еще каких-то вышестоящих лиц, значит, к вышестоящим лицам в гости. В общем, я уверена, что в итоге станет понятно, что все вот эти документы не совсем правозаконны, даже, если они существуют в реальности и родителей в школы, безусловно, должны допускать.
С.Бакалеева:
— Хорошо, тогда другая ситуация, скажем спецшкола языковая, в которой детей перевели на шестидневку, родители хотят остаться на пятидневке. Администрация объясняет, что спецшкола не имеет права на пятидневку…
А.Покровская:
— Я думаю, что в данном случае нужно уточнить опять же, на каком основании не имеет. То есть, если администрация ссылается на конкретный документ, значит, родители должны взять этот документ и изучить, что там действительно относится к их школе. При этом, администрация и директор школы должны указать на конкретный пункт, на конкретную строчку, практически, или статью того документа, на котором они основывают свои действия, а не просто: читайте там-то и там-то два тома.
С.Бакалеева:
— То есть это общее правило – в какой-то спорной ситуации просите документ, который бы обосновал действия администрации?
А.Покровская:
— Безусловно – это общее правило, которое очень облегчает жизнь. Если же такого документа нет, то, вероятно, это прописано каким-то образом в уставе школы, вероятно, это как-то может быть связано с той программой, которая принята в школе. Это может иметь достаточно большую разницу в разных школах, поэтому сказать точно по поводу всех нельзя. Но, если родители желают, чтобы программа шла для детей именно в срок пять дней, то я думаю, что… и когда большинство родителей – за, то эти родители имеют право внести и изменения в устав, и как-то побеседовать, выйти с инициативой в вышестоящие органы образовательные и все это вполне возможно изменить, поскольку у нас все-таки образование для детей и родителей, а не для того, чтобы какие-то…
С.Бакалеева:
— То есть, не нужно пугаться даже, собственных каких-то… вносить собственные инициативы даже, да?
А.Покровская:
— Конечно, устав школы – это вещь, хотя и какая-то заранее принятая, но, в то же время, она достаточно гибкая и подвижная, туда можно вносить изменения, туда можно вносить дополнения. Там есть какие-то статьи, которые просто должны быть в этом уставе, но туда можно добавить очень много чего. И если родителей действительно это не устраивает, они могут проявить активность и добавить туда что-то по своему выбору.
С.Бакалеева:
— Как к такой отнестись ситуации, что сейчас, скажем, в Москве, многие школы объединяют – более сильные с более слабыми, ну и опять же родители против, не знаю, могут ли они в этой ситуации повлиять на это? Не сталкивались ли Вы, как правозащитник с такими историями?
А.Покровская:
— Если родители против, то опять же, это примерно такой же алгоритм действий, как мы описали чуть раньше, то есть обращаться к администрациям школ. В данном случае, если школы объединяют, как правило, администрация уже ничего не решает, как правило, стоит идти выше. Но тем не менее, администрацию все равно стоит поставить в известность, возможно, администрации тоже будет это на руку. Не каждые школы хотят объединяться друг с другом, обычно, более сильные школы не очень хотят брать себе в хвост более слабых. Поэтому, опять же, это вопрос родительской активности…
С.Бакалеева:
— То есть это действительно, скажем, Департамент образования может прислушаться к родительскому мнению?
А.Покровская:
— Чем больше будет количество родителей, чье мнение активно будет высказано, тем больше шансов, что Департамент образования прислушается. Не нужно бояться поднимать шум, не нужно бояться писать какие-то письма против, если вы уверены, что не хотите этого объединения, то не сидите сложа руки, а выступайте активно. Я думаю… есть пример наглядный о том, что как раз хотели объединить сильную школу и слабую и нежелание администрации сильной школы, и нежелание родителей активное, как раз-таки и приостановили этот процесс, никакого объединения не произошло. Поэтому, это все вполне реально.
С.Бакалеева:
— Проблема, которая беспокоит, наверное, всех родителей – это сборы, финансовые сборы, то есть деньги на то, деньги на это. Есть ли тут градация – сборы законные, сборы незаконные? В какой момент родители могут возмутиться, или должны?
А.Покровская:
— Сборов законных нет вообще, если родитель не хочет сдавать на это деньги. То есть, если родитель понимает, что я, например, хочу сдавать деньги на экскурсии, или я хочу сдавать деньги на подарки на Новый год, и он сдает, то тогда это сбор совершенно законный. Если же родителю говорят, в таком принудительно-добровольном порядке, что вот нужно сдать на то-то и то-то и при этом какие-то цели, либо туманные у этих средств, либо родитель не согласен, например, устанавливать какие-то телевизоры в школе…
С.Бакалеева:
— Ну, скажем, охрана в школе – это же необходимое мероприятие, или все равно – это добровольное?
А.Покровская:
— Это добровольное абсолютно мероприятие, не какой родитель не обязан желать охраны в школе и тем более за нее платить. Если школа считает, что это нужно, если система образования полагает, что это нужно – отлично, они могут изыскать на это средства и прекрасно оплатить охрану самостоятельно.
С.Бакалеева:
— То есть каждый раз надо понимать, что если мы платим, как родители –это наш выбор, это наше добровольное решение?
А.Покровская:
— И всегда можно проверять и очень полезно это делать, куда пошли эти средства, куда их планируют направить, спрашивать отчет – это очень дисциплинирует тех, кто эти средства собирает.
С.Бакалеева:
— А учебники, деньги на учебники, или, скажем, пожелание учителей: купите такой-то курс языковой, купите такие-то учебники и пособия, если вы хотите, чтобы ваши дети занимались по курсу более продвинутому, ну, купите тогда такие учебники.
А.Покровская:
— Здесь момент большинства вступает в силу. То есть, если родители согласны с тем, что процесс образования будет вестись по каким-то учебникам, которые не предоставляются бесплатно, если большинство родителей решает, что так лучше, то в таком случае, какие-то родители, кто не хочет за это платить и не хочет участвовать, видимо им придется все-таки выбирать, либо их ребенок учится со всеми в общем процессе, либо, скорее всего у их ребенка будут некоторые проблемы, если он будет учиться по другому учебнику. Поскольку, ну, естественно, мнение большинства – это и вопрос внесения изменений в устав, и вопрос таких вещей, как конкретные учебники, или языковые конкретные курсы. Поэтому, естественно родитель так же в праве не платить, но тут возникает вопрос, хорошо ли это будет для его ребенка, поэтому здесь стоит взвесить.
С.Бакалеева:
— Реакция Манту, которая тоже вызывает много споров. Если, скажем, родители не хотят, отказываются от реакции Манту и медсестра в школе требует справку и даже угрожает не пустить ребенка на уроки, что делать в такой ситуации?
А.Покровская:
— Реакция Манту – это туберкулезная проба, она входит в состав противотуберкулезной помощи, которая в нашей стране добровольна, поэтому, пока у ребенка нет медицинских строгих показаний для направления к фтизиатру, от пробы Манту и прочей противотуберкулезной помощи родители ребенка имеют право отказаться. В таком случае, если медсестра чем-то уже угрожает, нужно заявить ей о своих правах, ребенка она не имеет право не допускать каким-то образом до занятий, если же все-таки конфликт не исчерпывается, нужно опять же, по известному нам алгоритму, обратиться к директору школы…
С.Бакалеева:
— Как вести разговор с медсестрой, нужно ли ссылаться на законы, нужно ли… то есть прийти, прежде всего поговорить с ней, нужно?
А.Покровская:
— Как любое должностное лицо, медсестра свое требование обязана аргументировать конкретными законами, не какого такого закона, где сказано, что если у ребенка нет реакции Манту, его должны отстранить от школы…
С.Бакалеева:
— То есть, это не мы должны оправдываться, а должны от нее попросить информацию.
А.Покровская:
— Естественно, медсестра находится на работе и она должна знать нормативные акты, законы, прочие документы, которые позволяют ей что-то требовать от родителей. Если она этого не знает, значит она свои должностные обязанности не выполняет и опять же в таком случае, это вопрос к вышестоящим ее руководителям.
С.Бакалеева:
— Другая проблема с которой приходится сталкиваться именно сейчас родителям, распространены анкеты о сборе персональных данных, как Вы к этому относитесь? Стоит ли насторожиться родителям, или нет, или спокойно можно к этому отнестись?
А.Покровская:
— К ряду вопросов, которые мелькают в таких анкетах, о которых Вы говорите, я лично отношусь с большим возмущением.
С.Бакалеева:
— Например?
А.Покровская:
— Когда у детей просят фотографировать их квартиру, когда у детей просят сообщить такие вещи, как какое количество карманных денег выдают им родители на расходы, что любит ребенок есть и учитывают ли родители его вкусовые предпочтения, например, ходить каждый день в Макдональдс, ну что у нас может еще попросить ребенок? Вряд ли щи да кашу каждый день. Какие-то вопросы прочие, касаемо материального состояния семьи, касаемо какого-то внутреннего уклада, я считаю, что это прямо-таки чересчур. Это действительно имеет отношение к частной жизни семьи и право на частную жизнь, право на семейную тайну относятся к конституционным правам и эти права защищены законом. Поэтому, если родители не хотят, чтобы в подобных анкетах фигурировали эти сведения об их частной жизни, они могут запретить такие анкеты передавать своему ребенку, они могут отказаться от анкетирования, от тестирования, от подобных каких-то домашних заданий, пользуясь своим законным право на защиту… право на частную жизнь.
С.Бакалеева:
— То есть, просто не заполнять эту анкету и все?
А.Покровская:
— Просто не заполнять и можно письменно, или устно, насколько вменяемо к этому отнесется школа и администрация, предупредить о том, чтобы ребенку подобных вещей не давали, чтобы ничего не требовали у ребенка, чтобы он заполнял какие-то подобные вещи.
С.Бакалеева:
— Спасибо большое, Арина. Сегодня у нас в гостях была Арина Покровская – психолог, правозащитник и мы с ней говорили о том, какие права есть у родителей. А у родителей есть прежде всего право защищать права своих детей. И не надо об этом забывать, а смело делать это, не бояться проявлять инициативу, объединяться другими родителями и тогда у вас все получится. До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер