Поздравляя кого-то с днём рождения, мы часто называем его именинником. Но это не совсем правильно, ведь именинник – тот, кто отмечает свои именины. О том, что такое именины, о традициях празднования этого дня, а также в чём отличие именин от дня рождения рассказывает искусствовед Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. С вами я, её ведущая Софья Бакалеева. У нас в гостях искусствовед, мама пятерых детей, фольклорист – Анна Борисовна Теплова.
А.Б.Теплова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Мы привыкли, поздравляя кого-то с днём рождения, называть его именинником. Но строго говоря, это не правильно, ведь именинник – это тот, кто отмечает свои именины. А что это такое, что за праздник и чем он отличается от дня рождения? Анна Борисовна, расскажите, пожалуйста, у каждого могут быть свои собственные именины?
А.Б.Теплова
— У каждого человека, который всё-таки имеет своего небесного покровителя, то есть, у каждого крещёного человека должен быть такой замечательный праздник, как именины.
С.Бакалеева
— То есть, это не день рождения – это другой день?
А.Б.Теплова
— Да, это совсем другой день, просто в русской традиционной культуре, и вообще в нашей культуре русской, не было традиции празднования именно дня рождения. Была традиция празднования тезоименитства, или именин. И, это было связано с тем, что чаще всего имя ребёнку давалось святого, память которого была близко к дню его рождения и поэтому, собственно, праздновался день рождения только первый год, когда ребёнок прожил этот самый первый трудный год, когда он из колыбели, из лежащего в колыбели ребёнка, превращается в ходящего по дому и уже почти говорящего человека, вот этот день праздновался, у него были свои определённые традиции празднования. Но, после этого уже, праздновались только именины.
С.Бакалеева
— То есть, многие, может быть и не знали своего дня рождения?
А.Б.Теплова
— По большей части, да, особенно в народе, люди не знали свои года даже, приблизительно весьма.
С.Бакалеева
— А именины, сам праздник, как он отличался? Чем он характеризовался? Какие были, может быть, традиции празднования именин?
А.Б.Теплова
— Традиции были, конечно, празднования именин, они в общем и целом близки к традициям празднования дня рождения, которые у нас сейчас существуют. То есть, это приглашать гостей, получать какие-то подарки, это всё входило в традицию именинного дня, но самое главное, что именины в общем и целом – это праздник духовный, прежде всего и я не даром сказала, что человек должен быть крещёным, поэтому именинник должен быть поговеть перед этим, то есть подготовиться к причастию, сходить на службу, причаститься, обычно, кстати, и приход празднует этот праздник, чаще всего имениннику дают какую-нибудь особую просфору, ему поют «Многая лета» и таким образом этот праздник приобретает совсем другое смысловое значение.
С.Бакалеева
— А как Вы думаете, сегодня возможно вернуть именины, например, начать отмечать именины своих детей?
А.Б.Теплова
— Безусловно, не только можно, но, даже и нужно. Тем более, что они оказываются вторым праздником, всё равно отказаться от дня рождения мы все не в состоянии…
С.Бакалеева
— То есть, подарков будет ещё больше?
А.Б.Теплова
— Да, подарков будет ещё больше, в этой ситуации плохо только тем, кого правильно назвали родители и у кого обычно бывает день рождения прямо накануне именин. Я знаю много таких людей.
С.Бакалеева
— Или день в день, если совпадают.
А.Б.Теплова
— И день в день бывает совпадают, да. Но, в моей семье, я, например, сознательно восстанавливала и возрождала традицию именин, постольку поскольку моя старшая дочь Варвара родилась в июле месяце, в середине июля, назвать её Варварой была моя собственно говоря, прихоть, поэтому, день ангела у неё был в декабре, а день рождения в июле и оказалось очень удачно. Потому что, когда ребёнок пошёл в школу, выясняется, что дети, рождённые летом, они лишены такой замечательной традиции, как празднование своего дня рождения вместе с одноклассниками. И вот с Варей мы праздновали именины, несмотря на то, что эти именины попадали на пост, то, праздник этот был очень хороший. Я специально изучала, что должно было происходить. Ну, естественно, есть такая даже пословица: «Без пирога не именины, без пирога не именинник», поэтому обязательно делается именинный пирог. Но это не торт, это именно пирог с начинкой. И чем больше начинки, тем по традиции, лучше жизнь будет у именинника, то есть, такая же будет она разнообразная и богатая, как обычно с кашей делали, или там, например, с рубленой капустой, или с грибами.
С.Бакалеева
— То есть, это должна мама испечь, или бабушка?
А.Б.Теплова
— Тут вообще традиция очень интересная, дело всё в том, что оказывается, именинный пирог, их было очень много на именины. И даже существовал такой пирог, который назывался сгибень, который можно было сложить и этот пирог был приглашением на именины. Именинник рассылал пироги своим друзьям, с приглашением себе на именины. А уж потом дома у него могли быть самые различные пироги, в частности, естественно, которые пекли его родственники. Пирог может быть и подарком на именины, опять же, то есть можно и с пирогом прийти в гости. Особенно это касалось крёстных, которые тоже участвовали… естественно участвуют в этом празднике. Но, с моей точки зрения, важным оказывается не только чисто праздничное такое детское радование в момент этого праздника, но это возможность вспомнить имя твоего святого покровителя, узнать его. В традиционной культуре и в русской культуре принципиально дети обязаны были знать, кто такой твой святой. И, так как называли вообще любыми именами по святцам, то мы знали, кто такие Флор и Лавр, кто такие совершенно невероятные какие-нибудь…
С.Бакалеева
— То есть, знали их жизнь?
А.Б.Теплова
— Не жизнь, а житие, да, знали подвиг, который они совершили, знали, чем они прославились, где они жили, мало того, даже в народе существовало такое поверье, что плохо родиться, если у тебя имя мученика, лучше, если у тебя имя преподобного. Считалось, что в общем святой, имя которого ты носишь, он как бы транслирует свою прожитую им судьбу. Даже поэтому и говорилось: «По имени и житие есть», - такая пословица. И очень трогательные, например, воспоминания друга детства Николая II о том, как Николай II относился к своему святому покровителю. Вроде святой Николай один из самых любимых образов, а Николай II завидовал брату Георгию, потому что у него святой на лошадке попирает змея и вообще такой герой, а у него некий такой старичок – серьёзный и строгий.
С.Бакалеева
— А как Вам кажется, подарки на именины должны отличаться от подарков на день рождения?
А.Б.Теплова
— Ну, знаете, это почти такая же дилемма, как должны ли отличаться подарки на Новый год и на Рождество. Опять же, зависит от того, какой вы акцент ставите. С моей точки зрения, если вы убираете вообще день рождения и оставляете только именины, то, конечно, они не должны никак отличаться. Точно так же, как если вы убираете Новый год и оставляете Рождество, как главный праздник, то будет нелепо дарить маленькие подарки ребёнку на главный праздник, правильно? Поэтому, вообще день рождения – это день тебя, такой эгоистичный день. А именины – это всё-таки день твоего святого и день всех людей, которые носят имя этого святого. Как замечательно говорил отец Павел Флоренский, люди, носящие одно имя – это как большая гроздь винограда, каждая из которых открывает грань этого имени и грань этого подвига этого святого. С моей точки зрения - очень красивая метафора. Я бы не делала разных подарков. Поскольку именины - духовный праздник, конечно, должен быть духовный акцент на этом.
С.Бакалеева
— А именины и день ангела – это одно и то же?
А.Б.Теплова
— Небольшая разница есть в этом. Cчитается, что день ангела – это день твоего ангела-хранителя, но поскольку такого дня конкретно в календаре православном не существует, то всё-таки, это день твоего святого ангела, или твоего святого покровителя, имя которого ты носишь. Это как бы два варианта названия одного праздника.
С.Бакалеева
— А если в календаре два дня памяти святого моего, как быть?
А.Б.Теплова
— Отсчитываем ближайший к вашему дню рождения?
С.Бакалеева
— И этот день и будет?
А.Б.Теплова
— Днём ваших именин. Ну, в некоторых ситуациях может батюшка сказать. Когда он вас крестит, даёт вам имя святого и может быть это окажется не ближайший к вашему дню рождения праздник, но вы должны это запомнить, важнейшая дата.
С.Бакалеева
— Итак, мы сегодня узнали, что день рождения и именины – два разных праздника, которые можно назвать так же ещё днём ангела, а именинный пирог печётся именно на именины. Спасибо огромное, Анна Борисовна. У нас в гостях была мама пятерых детей, искусствовед, фольклорист – Анна Борисовна Теплова. А это я, Софья Бакалеева, ведущая программы о воспитании детей.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.