
Фото: Alex Gindin / Unsplash
Мария Магдалина, захлебываясь слезами, бежала по пыльной дороге к дому Симона, называемого Петром. Все происшедшее в последние дни казалось ей дурным сном. Иисус не раз говорил о том, что ему надлежит пострадать, но никто не мог представить, что это будет так скоро и так страшно. Всего несколько дней назад Господь въезжал в Иерусалим на ослёнке, и толпа устилала дорогу перед Ним пальмовыми ветвями и возглашала благословения — после Воскрешения Лазаря иудеи чаяли в Нем нового царя, который принесет стране богатство и славу. А потом события стали стремительно сворачиваться, и сердце едва успевало им ужасаться. Предательство Иуды, ночной арест Господа в Гефсиманском саду, суд у Понтия Пилата. И те же люди, что пели «Осанну», кричали страшное «распни, распни Его».
Магдалина смутно помнила свое стояние у подножия Голгофы рядом с другими женщинами, которые так же, как она, любили слушать Иисуса и служили Ему, как могли. Из мужчин-апостолов у Креста был только юный Иоанн, сын рыбака Заведея — он стоял поодаль, поддерживая Мать Учителя. Они вдвоем удалились по велению Иисуса, когда Он еще был жив. Сама же Мария и ее подруги не могли сойти с места и смотрели, смотрели на Распятие, не в силах осознать реальность происходящего.
Когда Иисус испустил дух, небо померкло, и земля дрогнула. Спустя некоторое время ко Кресту подошел один из иудейских старейшин. Мария знала, что его зовут Иосиф, и что родом он из Аримафеи, она несколько раз видела, как этот человек приходил к Учителю. Иосиф снял тело Распятого с Креста и с помощью своего друга куда-то понес Его. Но куда? Мария и другие женщины, которые были с ней, встревожились. Украдкой последовали они за людьми, уносившими дорогие Останки, и с облегчением увидели, что у тех не было злого намерения. Соблюдая положенные обряды, Иосиф и его спутник похоронили Иисуса в новой гробнице в скале, и удалились, привалив вход в пещеру огромным валуном. Женщины договорились между собой придти сюда снова, как только закончится суббота — и помазать Тело Учителя самыми дорогими благовониями.
Но в субботу на рассвете пещера оказалась пустой! Кто и зачем забрал Тело Учителя? И где теперь Его искать? Эти вопросы пульсировали в висках, когда Мария бежала к апостолам, чтобы разделить с ними скорбь, страх, непонимание.
Апостол Пётр:
Что с тобой, Мария? На тебе лица нет. Разве могло случиться что-то хуже того, что мы уже пережили?
Мария Магдалина:
Я не знаю, что произошло, Симон. Но когда мы с сестрами сегодня на рассвете пришли к гробнице, в которой был похоронен Иисус, то увидели, что валун отвален, и Тела внутри нет. Только погребальные пелены лежали на камне!
Апостол Пётр:
Не может этого быть! Кому и зачем понадобилось нарушать покой Усопшего? Может быть, вы ошиблись в утренних сумерках, вошли не в ту гробницу?
Мария Магдалина:
Хотела бы я, чтобы было так, как ты говоришь! Может быть, мы вместе еще раз пойдем туда и посмотрим?
Апостол Пётр:
Давай же поспешим!
Вместе с Петром ко гробу Спасителя устремился апостол Иоанн. Ученики Христовы достигли пещеры, и все сказанное Марией в точности подтвердилось. Апостолы отправились домой. Магдалина же осталась возле гробницы. Она всматривалась в темноту пещеры и плакала. Иисус был Человеком, который изменил её жизнь. С детства она страдала беснованием, и Он полностью исцелил ее. Но дело было не только в обретенном здоровье. Встретив Учителя, Мария словно родилась заново. Какой отрадой было внимать Его словам о милости к людям и любви к Богу — казалось, что весь мир должен стать иным после этой невероятной проповеди!
Марию окликнули, она вздрогнула и обернулась. Человек стоял, озарённый лучами солнца, глаза Магдалины не сразу привыкли к свету, и она не могла разглядеть облик. Решив, что это садовник, женщина стала расспрашивать, не он ли перенес Тело Иисуса. И тут Незнакомец позвал ее по имени, и радость волной ударила в сердце: «Учитель!»
Христос велел пойти к апостолам и все им рассказать. Мария вновь бежала по той же пыльной дороге, что и утром, но на этот раз она несла самую радостную весть из всех возможных на белом свете: «Я видела Господа! Он Воскрес!»
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







