
Фото: Alex Gindin / Unsplash
Мария Магдалина, захлебываясь слезами, бежала по пыльной дороге к дому Симона, называемого Петром. Все происшедшее в последние дни казалось ей дурным сном. Иисус не раз говорил о том, что ему надлежит пострадать, но никто не мог представить, что это будет так скоро и так страшно. Всего несколько дней назад Господь въезжал в Иерусалим на ослёнке, и толпа устилала дорогу перед Ним пальмовыми ветвями и возглашала благословения — после Воскрешения Лазаря иудеи чаяли в Нем нового царя, который принесет стране богатство и славу. А потом события стали стремительно сворачиваться, и сердце едва успевало им ужасаться. Предательство Иуды, ночной арест Господа в Гефсиманском саду, суд у Понтия Пилата. И те же люди, что пели «Осанну», кричали страшное «распни, распни Его».
Магдалина смутно помнила свое стояние у подножия Голгофы рядом с другими женщинами, которые так же, как она, любили слушать Иисуса и служили Ему, как могли. Из мужчин-апостолов у Креста был только юный Иоанн, сын рыбака Заведея — он стоял поодаль, поддерживая Мать Учителя. Они вдвоем удалились по велению Иисуса, когда Он еще был жив. Сама же Мария и ее подруги не могли сойти с места и смотрели, смотрели на Распятие, не в силах осознать реальность происходящего.
Когда Иисус испустил дух, небо померкло, и земля дрогнула. Спустя некоторое время ко Кресту подошел один из иудейских старейшин. Мария знала, что его зовут Иосиф, и что родом он из Аримафеи, она несколько раз видела, как этот человек приходил к Учителю. Иосиф снял тело Распятого с Креста и с помощью своего друга куда-то понес Его. Но куда? Мария и другие женщины, которые были с ней, встревожились. Украдкой последовали они за людьми, уносившими дорогие Останки, и с облегчением увидели, что у тех не было злого намерения. Соблюдая положенные обряды, Иосиф и его спутник похоронили Иисуса в новой гробнице в скале, и удалились, привалив вход в пещеру огромным валуном. Женщины договорились между собой придти сюда снова, как только закончится суббота — и помазать Тело Учителя самыми дорогими благовониями.
Но в субботу на рассвете пещера оказалась пустой! Кто и зачем забрал Тело Учителя? И где теперь Его искать? Эти вопросы пульсировали в висках, когда Мария бежала к апостолам, чтобы разделить с ними скорбь, страх, непонимание.
Апостол Пётр:
Что с тобой, Мария? На тебе лица нет. Разве могло случиться что-то хуже того, что мы уже пережили?
Мария Магдалина:
Я не знаю, что произошло, Симон. Но когда мы с сестрами сегодня на рассвете пришли к гробнице, в которой был похоронен Иисус, то увидели, что валун отвален, и Тела внутри нет. Только погребальные пелены лежали на камне!
Апостол Пётр:
Не может этого быть! Кому и зачем понадобилось нарушать покой Усопшего? Может быть, вы ошиблись в утренних сумерках, вошли не в ту гробницу?
Мария Магдалина:
Хотела бы я, чтобы было так, как ты говоришь! Может быть, мы вместе еще раз пойдем туда и посмотрим?
Апостол Пётр:
Давай же поспешим!
Вместе с Петром ко гробу Спасителя устремился апостол Иоанн. Ученики Христовы достигли пещеры, и все сказанное Марией в точности подтвердилось. Апостолы отправились домой. Магдалина же осталась возле гробницы. Она всматривалась в темноту пещеры и плакала. Иисус был Человеком, который изменил её жизнь. С детства она страдала беснованием, и Он полностью исцелил ее. Но дело было не только в обретенном здоровье. Встретив Учителя, Мария словно родилась заново. Какой отрадой было внимать Его словам о милости к людям и любви к Богу — казалось, что весь мир должен стать иным после этой невероятной проповеди!
Марию окликнули, она вздрогнула и обернулась. Человек стоял, озарённый лучами солнца, глаза Магдалины не сразу привыкли к свету, и она не могла разглядеть облик. Решив, что это садовник, женщина стала расспрашивать, не он ли перенес Тело Иисуса. И тут Незнакомец позвал ее по имени, и радость волной ударила в сердце: «Учитель!»
Христос велел пойти к апостолам и все им рассказать. Мария вновь бежала по той же пыльной дороге, что и утром, но на этот раз она несла самую радостную весть из всех возможных на белом свете: «Я видела Господа! Он Воскрес!»
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







