
Первой воспитательницей Александра Сергеевича Пушкина была его бабушка Мария Ганнибал. Она вложила во внука всю душу, по сути, заменив ему мать, которая относилась к сыну прохладно. И в том, что Саша вырос поэтом, огромную роль сыграла бабушка - самый близкий Пушкину человек в семье.
Родители Саши почти не уделяли ему внимания, они были людьми занятыми светской жизнью. Когда внуку исполнился год Мария Алексеевна продала свою петербургскую квартиру и переехала в Москву к дочери – присматривать за её детьми и хозяйством. С собой она привезла Арину Родионовну, ставшую няней Саши. В доме Пушкиных Мария Алексеевна хозяйкой себя не считала и подчинялась порядкам, которые завели дочь и зять. Но ей не нравилось, что детей здесь воспитывают на французский лад, выписывая им иностранных гувернёров, что с Сашей обращаются сурово. Она очень жалела мальчика.
Бабушка прекрасно знала русский язык, хорошо писала и знала множество старинных преданий, в том числе и семейных. Ими она щедро делилась с внуком. Саша отказывался засыпать, если Мария Алексеевна не расскажет что-нибудь на ночь. Никто и не подозревал тогда, что в эти минуты формируются поэтические задатки Саши Пушкина, зарождается его любовь к родному языку.
Маленький Пушкин был нескладным толстым мальчуганом. Когда к родителям приезжали гости и Саша вместе со всеми пускался в пляс, над его неуклюжестью посмеивались. Малыш обижался, усаживался в угол и больше в общем веселье не участвовал. Со своими огорчениями Саша бежал к «мамушке» - так он называл Марию Алексеевну, ища утешения у неё. Внук устраивался на корзине с шерстью, бабушка вязала и рассказывала ему истории далёкой старины или учила грамоте. Потом воспоминания об этом стали драгоценными для Пушкина. Он писал:
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня…
В 1805-ом году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово, куда стала вывозить своих внуков. В первую очередь шестилетнего Сашу. Здесь Пушкины-младшие жили с весны до осени. В усадьбе был пруд, берёзовая роща. Неподалёку находилось село Большие Вязёмы. Сюда Мария Алексеевна с Сашей ходили в церковь и в гости к княгине Голицыной, с которой будущий поэт потом написал свою «Пиковую даму». Кстати, сын княгини Борис стал прототипом Ленского. А жену Бориса звали Татьяной…
В Захарово Мария Алексеевна завела свои порядки. Она запретила говорить по-французски, уволила гувернёров, оставив только няню Арину Родионовну и слугу Никиту Козлова, который был с Пушкиным до его последнего часа. В Захарово Саша почувствовал себя счастливым. Из неповоротливого увальня он превратился в озорника, которого интересовало всё на свете. Саша стал настоящим непоседой, что порой огорчало бабушку. В письме своей подруге Мария Алексеевна жаловалась: «Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а Учится плохо, то его не расшевелишь, то не прогонишь играть с детьми, то вдруг расходится, что ничем его не уймёшь, из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».
Саше исполнилось 12, когда на семейном совете решили отдать его в Царскосельский лицей – престижное учебное заведение. Порядки там были строгими, детей не распускали по домам даже на лето и бабушка - единственный человек в семье - ездила навещать внука. Мария Алексеевна умерла вскоре после того, как Саша окончил лицей. Александр Сергеевич бабушку никогда не забывал и в её честь назвал свою старшую дочь Марией.
В 2005-ом году в усадьбе Захарово появился чудесный памятник маленькому Пушкину и Марии Ганнибал. Старушка на постаменте рукой придерживает прижавшегося к ней мальчугана. Этот нежный жест - воплощение настоящей любви и доверия. Такими и были они - отношения бабушки и внука.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема