«Мария. Спасти Москву» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Мария. Спасти Москву»

* Поделиться

«Мария. Спасти Москву», студия Наше кино, режиссёр Вера Сторожева

— Значит, призывает молиться.

— Так точно, товарищ комиссар. На вопрос «Устоит ли Москва», ответила: «Во что веришь, то и будет». Мол, в Бога верь — и всё будет хорошо. Типичная религиозная пропаганда.

— Много к ней народу ходит?

— Огромная очередь стоит. Тётки плачут. Кто мужа на фронт проводил, кто сына. И каждой она говорит: молись!

Осень 1941 года. Фашистские войска на подступах к Москве. В столице повсюду строят укрепления, на улицах стоят противотанковые «ежи». Ходят слухи, что город будет сдан врагу. А где-то на его окраине поселилась слепая старица. Говорят, она может видеть будущее. Встревоженные и напуганные, люди идут к ней толпами, и всех она утешает. Лейтенант НКВД Мария Петрова решила лично проверить, что за пророчица объявилась в Москве. И теперь докладывает о результатах начальству. Такая неожиданная, любопытная и интригующая завязка у художественного фильма «Мария. Спасти Москву». Фрагмент из него только что прозвучал. Картина вышла на экраны в 2021 году. В основу сюжета режиссёр Вера Сторожева решила положить историю, которая вот уже несколько десятков лет передаётся из уст в уста — о том, что накануне битвы за Москву сам Сталин пришёл за духовным советом к блаженной старице Матроне Московской. Кто-то называет эту историю народной легендой, ведь документальных подтверждений визита советского генералиссимуса к святой по сей день не обнаружено. Однако Вера Сторожева считает, что легенды на пустом месте не возникают. Поэтому и решила снять необычную военную и духовную драму.

Лихо закрученный сюжет, детальное погружение в атмосферу эпохи — так отзываются о картине «Мария. Спасти Москву» критики. И всё это в ней, действительно, есть. Кино получилось увлекательным и динамичным. При этом создатели фильма не забыли о главном: мы становимся свидетелями духовного пути героев. Лейтенант Петрова — убеждённая атеистка. В прошлом, как мы косвенным образом узнаём из киноповествования, она даже отреклась от своего отца-священника. Но, парадоксальным образом, именно ей выпадает исполнить необычный и секретный приказ — пробраться за линию фронта в оккупированный немцами провинциальный городок, чтобы... привезти оттуда в Москву чудотворную Тихвинскую икону Божьей Матери. Зачем она понадобилась спецслужбам? В одном из эпизодов Мария Петрова проговаривается об этом священнику храма, в котором хранилась икона.

— Отдай её мне. Зачем она тебе?

— Эту икону обнесут вокруг Москвы. Чтобы враг не прошёл.

— Ты веришь в чудотворную силу иконы?

— Причём здесь я? Это приказ главнокомандующего. Моё дело — доставить икону в Москву.

— Неужели товарищ Сталин уверовал?!

Разумеется, создатели фильма не берутся ничего утверждать однозначно. Цель их явно состоит не в том, чтобы реабилитировать «вождя народов» — он, к слову, мелькнёт на экране лишь эпизодически. А вот невероятно сложную дорогу к вере главной героини мы с вами увидим. Впрочем, забегать вперёд не стану. Скажу только, что зрелище предстоит по-хорошему напряжённое, не отпускающее до самой последней минуты.

Отдельно хотелось бы коснуться кинематографического воплощения фигуры святой блаженной Матроны Московской в фильме Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву». Создатели фильма подошли к этому максимально деликатно. Прежде всего, они сознательно не стали называть имён. О том, что перед нами — Матрона, мы можем лишь догадываться, хотя образ, безусловно, получился узнаваемый. Кстати, продюсер картины, Наталья Иванова, говорила, что во время съёмок явственно ощущалась помощь святой.

А я хотел бы добавить, что фильм затрагивает две довольно сложные и глубокие темы — война и вера. И говорит о них на простом и понятном современному зрителю языке.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем