
«Мария. Спасти Москву», студия Наше кино, режиссёр Вера Сторожева
— Значит, призывает молиться.
— Так точно, товарищ комиссар. На вопрос «Устоит ли Москва», ответила: «Во что веришь, то и будет». Мол, в Бога верь — и всё будет хорошо. Типичная религиозная пропаганда.
— Много к ней народу ходит?
— Огромная очередь стоит. Тётки плачут. Кто мужа на фронт проводил, кто сына. И каждой она говорит: молись!
Осень 1941 года. Фашистские войска на подступах к Москве. В столице повсюду строят укрепления, на улицах стоят противотанковые «ежи». Ходят слухи, что город будет сдан врагу. А где-то на его окраине поселилась слепая старица. Говорят, она может видеть будущее. Встревоженные и напуганные, люди идут к ней толпами, и всех она утешает. Лейтенант НКВД Мария Петрова решила лично проверить, что за пророчица объявилась в Москве. И теперь докладывает о результатах начальству. Такая неожиданная, любопытная и интригующая завязка у художественного фильма «Мария. Спасти Москву». Фрагмент из него только что прозвучал. Картина вышла на экраны в 2021 году. В основу сюжета режиссёр Вера Сторожева решила положить историю, которая вот уже несколько десятков лет передаётся из уст в уста — о том, что накануне битвы за Москву сам Сталин пришёл за духовным советом к блаженной старице Матроне Московской. Кто-то называет эту историю народной легендой, ведь документальных подтверждений визита советского генералиссимуса к святой по сей день не обнаружено. Однако Вера Сторожева считает, что легенды на пустом месте не возникают. Поэтому и решила снять необычную военную и духовную драму.
Лихо закрученный сюжет, детальное погружение в атмосферу эпохи — так отзываются о картине «Мария. Спасти Москву» критики. И всё это в ней, действительно, есть. Кино получилось увлекательным и динамичным. При этом создатели фильма не забыли о главном: мы становимся свидетелями духовного пути героев. Лейтенант Петрова — убеждённая атеистка. В прошлом, как мы косвенным образом узнаём из киноповествования, она даже отреклась от своего отца-священника. Но, парадоксальным образом, именно ей выпадает исполнить необычный и секретный приказ — пробраться за линию фронта в оккупированный немцами провинциальный городок, чтобы... привезти оттуда в Москву чудотворную Тихвинскую икону Божьей Матери. Зачем она понадобилась спецслужбам? В одном из эпизодов Мария Петрова проговаривается об этом священнику храма, в котором хранилась икона.
— Отдай её мне. Зачем она тебе?
— Эту икону обнесут вокруг Москвы. Чтобы враг не прошёл.
— Ты веришь в чудотворную силу иконы?
— Причём здесь я? Это приказ главнокомандующего. Моё дело — доставить икону в Москву.
— Неужели товарищ Сталин уверовал?!
Разумеется, создатели фильма не берутся ничего утверждать однозначно. Цель их явно состоит не в том, чтобы реабилитировать «вождя народов» — он, к слову, мелькнёт на экране лишь эпизодически. А вот невероятно сложную дорогу к вере главной героини мы с вами увидим. Впрочем, забегать вперёд не стану. Скажу только, что зрелище предстоит по-хорошему напряжённое, не отпускающее до самой последней минуты.
Отдельно хотелось бы коснуться кинематографического воплощения фигуры святой блаженной Матроны Московской в фильме Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву». Создатели фильма подошли к этому максимально деликатно. Прежде всего, они сознательно не стали называть имён. О том, что перед нами — Матрона, мы можем лишь догадываться, хотя образ, безусловно, получился узнаваемый. Кстати, продюсер картины, Наталья Иванова, говорила, что во время съёмок явственно ощущалась помощь святой.
А я хотел бы добавить, что фильм затрагивает две довольно сложные и глубокие темы — война и вера. И говорит о них на простом и понятном современному зрителю языке.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер