
В молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который поётся — как издавна обозначено — «во всякой скорби душевной и обстоянии», — перед каждой из девяти песен поэтического гимна, исполняется так называемый ирмос (по-гречески связь). Это — вступительная строфа-образец, отсылающая молящегося к ветхозаветным прообразам. Я прочитаю ирмос к шестой песне канона:
«Молитву пролию ко Гсподу, и Тому возвещу печли моя, яко зол душ моя исплнися, и живт мой ду приближися, и молюся яко Ина: от тли, Бже, возведи мя...» Как мы слышим, тут вспоминается древнейший ветхозаветный пророк Иона, попытавшийся убежать от Бога и вскоре раскаявшийся в своём грехе.
На рубеже XVIII и XIX веков, когда Александр Пушкин был ещё младенцем, двадцатилетняя поэтесса Мария Поспелова сложила дивный поэтический вариант этого ирмоса шестой песни канона ко Пресвятой Богородице:
Молитву пролию ко Господу.
К Тебе, о Боже мой! молитву пролию;
Тебе я возвещу печальну скорбь мою:
Под бременем ея душа моя страдает;
Душевная болезнь телесну плоть снедает;
К Тебе с Ионою молящейся внемли:
О Боже! помоги, избавь от смертной тли.
Мария Поспелова, Ирмос, около 1800 года
Прочитав переложение Поспеловой, я вспомнил о пушкинском шедевре — переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны...»), созданном в 1836-м.
...Мы с вами привыкли говорить о нашем великом поэте, как о создателе современного литературного языка. Так вот, читая Поспелову, я думал о том, что подобно её великим современникам — Державину и Карамзину (оба, кстати, успели благословить юное дарование Маши) — и она по праву может считаться, пусть и не слишком заметной, но всё-таки — одной из предтеч Пушкина на этом поприще.
Девятый ребёнок в семье, Мария Алексеевна Поспелова умерла от чахотки осенью 1805 года, выпустив две книжки стихотворений.
Из поэтов-женщин двух веков она начала раньше всех и прожила меньше всех — всего 25 лет, успев восславить в своих стихах — вослед Державину — полководца Александра Васильевича Суворова и поздравив пылкой одой восшествие на престол императора Александра Павловича. Эпитафия на её могильном камне кончалась словами о том, что — цитирую — «...Но дни ее пресек неотвратимый рок, / И смерть похитила бессмертия венок, / Который музы обещали...»
Наше доброе поминание Марии Поспеловой я закончу её стихотворением «Молитва», но прежде приведу ценные слова литературоведа-антологиста Виктора Калугина:
«...Мария Поспелова стоит у истоков именно молитвенной женской поэзии, а не просто женской лирики или особого, чисто женского восприятия мира...»
Начало всех вещей, Творец Премудрый света!
Тебя молю, Тебя всех благ, существ предмета.
Что выше солнечных пролей ко мне лучи,
Чтобы светили мне во мраке и ночи,
Что жизни лабиринт всечасно окружает,
Что нас с прямой небес дороги совращает,
И просвети мой ум Ты истиной небесной;
Наставь меня на путь премудрости чудесной;
Отверзи светлыя небесныя врата,
Где Серафимов тмы, где Ангел красота
Над тысячми миров сияют безконечно,
Где, Боже! свой престол поставил Ты предвечно,
Где хоры Ангелов поют Тебе «Трисвят»,
По сферам и мирам хвалу Тебе гласят.
Я с бренныя земли глас к небу возношу,
Источника щедрот и милости прошу.
С высот небеснаго Престола на земли
Надежды, веры глас Творец небес внемли,
Лучом любви меня небесной оживи
И снова милости свои ко мне яви;
Волнение страстей мятежных укроти,
Стенание мое в спокойство обрати,
Дабы водимая Божественной рукою
Приятнейшим путем шла к вечному покою,
К блаженству, коему не может быть конец,
Чтоб от Тебя принять безсмертия венец.
Мария Поспелова, «Молитва», около 1801 года
Все выпуски программы Рифмы жизни
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица