В молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который поётся — как издавна обозначено — «во всякой скорби душевной и обстоянии», — перед каждой из девяти песен поэтического гимна, исполняется так называемый ирмос (по-гречески связь). Это — вступительная строфа-образец, отсылающая молящегося к ветхозаветным прообразам. Я прочитаю ирмос к шестой песне канона:
«Молитву пролию ко Гсподу, и Тому возвещу печли моя, яко зол душ моя исплнися, и живт мой ду приближися, и молюся яко Ина: от тли, Бже, возведи мя...» Как мы слышим, тут вспоминается древнейший ветхозаветный пророк Иона, попытавшийся убежать от Бога и вскоре раскаявшийся в своём грехе.
На рубеже XVIII и XIX веков, когда Александр Пушкин был ещё младенцем, двадцатилетняя поэтесса Мария Поспелова сложила дивный поэтический вариант этого ирмоса шестой песни канона ко Пресвятой Богородице:
Молитву пролию ко Господу.
К Тебе, о Боже мой! молитву пролию;
Тебе я возвещу печальну скорбь мою:
Под бременем ея душа моя страдает;
Душевная болезнь телесну плоть снедает;
К Тебе с Ионою молящейся внемли:
О Боже! помоги, избавь от смертной тли.
Мария Поспелова, Ирмос, около 1800 года
Прочитав переложение Поспеловой, я вспомнил о пушкинском шедевре — переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны...»), созданном в 1836-м.
...Мы с вами привыкли говорить о нашем великом поэте, как о создателе современного литературного языка. Так вот, читая Поспелову, я думал о том, что подобно её великим современникам — Державину и Карамзину (оба, кстати, успели благословить юное дарование Маши) — и она по праву может считаться, пусть и не слишком заметной, но всё-таки — одной из предтеч Пушкина на этом поприще.
Девятый ребёнок в семье, Мария Алексеевна Поспелова умерла от чахотки осенью 1805 года, выпустив две книжки стихотворений.
Из поэтов-женщин двух веков она начала раньше всех и прожила меньше всех — всего 25 лет, успев восславить в своих стихах — вослед Державину — полководца Александра Васильевича Суворова и поздравив пылкой одой восшествие на престол императора Александра Павловича. Эпитафия на её могильном камне кончалась словами о том, что — цитирую — «...Но дни ее пресек неотвратимый рок, / И смерть похитила бессмертия венок, / Который музы обещали...»
Наше доброе поминание Марии Поспеловой я закончу её стихотворением «Молитва», но прежде приведу ценные слова литературоведа-антологиста Виктора Калугина:
«...Мария Поспелова стоит у истоков именно молитвенной женской поэзии, а не просто женской лирики или особого, чисто женского восприятия мира...»
Начало всех вещей, Творец Премудрый света!
Тебя молю, Тебя всех благ, существ предмета.
Что выше солнечных пролей ко мне лучи,
Чтобы светили мне во мраке и ночи,
Что жизни лабиринт всечасно окружает,
Что нас с прямой небес дороги совращает,
И просвети мой ум Ты истиной небесной;
Наставь меня на путь премудрости чудесной;
Отверзи светлыя небесныя врата,
Где Серафимов тмы, где Ангел красота
Над тысячми миров сияют безконечно,
Где, Боже! свой престол поставил Ты предвечно,
Где хоры Ангелов поют Тебе «Трисвят»,
По сферам и мирам хвалу Тебе гласят.
Я с бренныя земли глас к небу возношу,
Источника щедрот и милости прошу.
С высот небеснаго Престола на земли
Надежды, веры глас Творец небес внемли,
Лучом любви меня небесной оживи
И снова милости свои ко мне яви;
Волнение страстей мятежных укроти,
Стенание мое в спокойство обрати,
Дабы водимая Божественной рукою
Приятнейшим путем шла к вечному покою,
К блаженству, коему не может быть конец,
Чтоб от Тебя принять безсмертия венец.
Мария Поспелова, «Молитва», около 1801 года
Все выпуски программы Рифмы жизни
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России