В молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который поётся — как издавна обозначено — «во всякой скорби душевной и обстоянии», — перед каждой из девяти песен поэтического гимна, исполняется так называемый ирмос (по-гречески связь). Это — вступительная строфа-образец, отсылающая молящегося к ветхозаветным прообразам. Я прочитаю ирмос к шестой песне канона:
«Молитву пролию ко Гсподу, и Тому возвещу печли моя, яко зол душ моя исплнися, и живт мой ду приближися, и молюся яко Ина: от тли, Бже, возведи мя...» Как мы слышим, тут вспоминается древнейший ветхозаветный пророк Иона, попытавшийся убежать от Бога и вскоре раскаявшийся в своём грехе.
На рубеже XVIII и XIX веков, когда Александр Пушкин был ещё младенцем, двадцатилетняя поэтесса Мария Поспелова сложила дивный поэтический вариант этого ирмоса шестой песни канона ко Пресвятой Богородице:
Молитву пролию ко Господу.
К Тебе, о Боже мой! молитву пролию;
Тебе я возвещу печальну скорбь мою:
Под бременем ея душа моя страдает;
Душевная болезнь телесну плоть снедает;
К Тебе с Ионою молящейся внемли:
О Боже! помоги, избавь от смертной тли.
Мария Поспелова, Ирмос, около 1800 года
Прочитав переложение Поспеловой, я вспомнил о пушкинском шедевре — переложении великопостной молитвы Ефрема Сирина («Отцы-пустынники и жены непорочны...»), созданном в 1836-м.
...Мы с вами привыкли говорить о нашем великом поэте, как о создателе современного литературного языка. Так вот, читая Поспелову, я думал о том, что подобно её великим современникам — Державину и Карамзину (оба, кстати, успели благословить юное дарование Маши) — и она по праву может считаться, пусть и не слишком заметной, но всё-таки — одной из предтеч Пушкина на этом поприще.
Девятый ребёнок в семье, Мария Алексеевна Поспелова умерла от чахотки осенью 1805 года, выпустив две книжки стихотворений.
Из поэтов-женщин двух веков она начала раньше всех и прожила меньше всех — всего 25 лет, успев восславить в своих стихах — вослед Державину — полководца Александра Васильевича Суворова и поздравив пылкой одой восшествие на престол императора Александра Павловича. Эпитафия на её могильном камне кончалась словами о том, что — цитирую — «...Но дни ее пресек неотвратимый рок, / И смерть похитила бессмертия венок, / Который музы обещали...»
Наше доброе поминание Марии Поспеловой я закончу её стихотворением «Молитва», но прежде приведу ценные слова литературоведа-антологиста Виктора Калугина:
«...Мария Поспелова стоит у истоков именно молитвенной женской поэзии, а не просто женской лирики или особого, чисто женского восприятия мира...»
Начало всех вещей, Творец Премудрый света!
Тебя молю, Тебя всех благ, существ предмета.
Что выше солнечных пролей ко мне лучи,
Чтобы светили мне во мраке и ночи,
Что жизни лабиринт всечасно окружает,
Что нас с прямой небес дороги совращает,
И просвети мой ум Ты истиной небесной;
Наставь меня на путь премудрости чудесной;
Отверзи светлыя небесныя врата,
Где Серафимов тмы, где Ангел красота
Над тысячми миров сияют безконечно,
Где, Боже! свой престол поставил Ты предвечно,
Где хоры Ангелов поют Тебе «Трисвят»,
По сферам и мирам хвалу Тебе гласят.
Я с бренныя земли глас к небу возношу,
Источника щедрот и милости прошу.
С высот небеснаго Престола на земли
Надежды, веры глас Творец небес внемли,
Лучом любви меня небесной оживи
И снова милости свои ко мне яви;
Волнение страстей мятежных укроти,
Стенание мое в спокойство обрати,
Дабы водимая Божественной рукою
Приятнейшим путем шла к вечному покою,
К блаженству, коему не может быть конец,
Чтоб от Тебя принять безсмертия венец.
Мария Поспелова, «Молитва», около 1801 года
Все выпуски программы Рифмы жизни
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











