
Александр Иванович Гарелин, крупный текстильный промышленник, владелец ткацких мануфактур в Иваново-Вознесенске, привёз из Москвы молодую жену. Скромная, приветливая, она ласково улыбалась при встрече всем, даже простым рабочим с фабрики мужа. Звали её Мария Александровна. Она приходилась дальней родственницей знаменитым меценатам Морозовым. В историю Иваново-Вознесенска Мария Гарелина тоже вошла как благотворительница — добрая, человеколюбивая, щедрая.
Как только Мария Александровна устроилась на новом месте, она попросила мужа показать ей мануфактуры. Гарелин охотно провёл для супруги экскурсию по производству. Мария Александровна обратила внимание мужа на то, в каких тяжёлых условиях работают люди. И предложила сделать что-нибудь для них. Супруг с нею согласился. И разрешил устроить всё, как она посчитает нужным. А о деньгах просил не беспокоится.
Мария сразу же взялась за дело. Прежде всего она решила помочь женщинам. До Гарелиной успели дойти пугающие истории о том, как работницы ткацких фабрик порой рожали детей... прямо во время работы, возле станка. Во-первых, потому что каждая минута простоя на производстве грозила большим штрафом. Во-вторых, в Иваново-Вознесенске попросту не было родовспомогательного учреждения. Самыми комфортными родами у ткачих считались те, что проходили дома, на сундуке или соломенном тюфяке. И вот, в 1890 году, в городе появился родильный приют. Мария Александровна построила его на собственные средства. В приюте женщины могли бесплатно получить квалифицированную медицинскую помощь при родах. За первый же год работы родильный приют Гарелиной принял около пятисот пациенток. Но Мария Александровна останавливаться на этом не собиралась. В том же 1890-м она построила в городе детский приют. Увы, текстильное производство было небезопасным, рабочие нередко умирали в молодом возрасте, а их дети оставались сиротами. Таких беспризорных малышей и принимал под свой кров приют Марии Гарелиной. Сохранился Устав приюта, в котором обозначено, что дети получали там светское, религиозное и нравственное воспитание, а также начальное образование. А ещё сирот обучали ремёслам — столярному, швейному делу. Чтобы, покинув приют, они могли самостоятельно зарабатывать на хлеб.
В 1907 году ещё не было слова «хоспис». Но само такое учреждение появилось в Иваново-Вознесенске с подачи Марии Гарелиной и на её средства. Называлось оно «лечебница для хронически больных». В медицинском учреждении на 60 коек, в тепле, сытости и уюте, проводили остаток жизни рабочие фабрик, страдающие неизлечимыми заболеваниями. Для пожилых, одиноких и неимущих Мария Александровна организовала и содержала богадельню.
Супруги Гарелины сделали большое пожертвование на восстановление Ильинской церкви Иваново-Вознесенска. На их средства в храме полностью обновили ветхий иконостас и расписали стены. Кроме того, Гарелины построили в городе новый величественный каменный Храм Всемилостивого Спаса. Мария Александровна позаботилась и о культурном досуге фабричных служащих. Специально для них она открыла в городе библиотеку. Один из рабочих оставил воспоминания, в которых рассказывал, с каким увлечением читал книги из библиотеки в обеденный перерыв, и дома, вечером, при свете свечи.
Что сталось с неутомимой благотворительницей после революции 1917-го — точных сведений об этом, увы, нет. По некоторым свидетельствам, Мария Александровна Гарелина не покинула Советскую Россию и скончалась в дорогом её сердцу Иваново-Вознесенске в 1921-м году. Впрочем, это, наверное, не так уж и важно. Гораздо важнее — её жизнь, которую она без остатка посвятила людям.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема