
Александр Иванович Гарелин, крупный текстильный промышленник, владелец ткацких мануфактур в Иваново-Вознесенске, привёз из Москвы молодую жену. Скромная, приветливая, она ласково улыбалась при встрече всем, даже простым рабочим с фабрики мужа. Звали её Мария Александровна. Она приходилась дальней родственницей знаменитым меценатам Морозовым. В историю Иваново-Вознесенска Мария Гарелина тоже вошла как благотворительница — добрая, человеколюбивая, щедрая.
Как только Мария Александровна устроилась на новом месте, она попросила мужа показать ей мануфактуры. Гарелин охотно провёл для супруги экскурсию по производству. Мария Александровна обратила внимание мужа на то, в каких тяжёлых условиях работают люди. И предложила сделать что-нибудь для них. Супруг с нею согласился. И разрешил устроить всё, как она посчитает нужным. А о деньгах просил не беспокоится.
Мария сразу же взялась за дело. Прежде всего она решила помочь женщинам. До Гарелиной успели дойти пугающие истории о том, как работницы ткацких фабрик порой рожали детей... прямо во время работы, возле станка. Во-первых, потому что каждая минута простоя на производстве грозила большим штрафом. Во-вторых, в Иваново-Вознесенске попросту не было родовспомогательного учреждения. Самыми комфортными родами у ткачих считались те, что проходили дома, на сундуке или соломенном тюфяке. И вот, в 1890 году, в городе появился родильный приют. Мария Александровна построила его на собственные средства. В приюте женщины могли бесплатно получить квалифицированную медицинскую помощь при родах. За первый же год работы родильный приют Гарелиной принял около пятисот пациенток. Но Мария Александровна останавливаться на этом не собиралась. В том же 1890-м она построила в городе детский приют. Увы, текстильное производство было небезопасным, рабочие нередко умирали в молодом возрасте, а их дети оставались сиротами. Таких беспризорных малышей и принимал под свой кров приют Марии Гарелиной. Сохранился Устав приюта, в котором обозначено, что дети получали там светское, религиозное и нравственное воспитание, а также начальное образование. А ещё сирот обучали ремёслам — столярному, швейному делу. Чтобы, покинув приют, они могли самостоятельно зарабатывать на хлеб.
В 1907 году ещё не было слова «хоспис». Но само такое учреждение появилось в Иваново-Вознесенске с подачи Марии Гарелиной и на её средства. Называлось оно «лечебница для хронически больных». В медицинском учреждении на 60 коек, в тепле, сытости и уюте, проводили остаток жизни рабочие фабрик, страдающие неизлечимыми заболеваниями. Для пожилых, одиноких и неимущих Мария Александровна организовала и содержала богадельню.
Супруги Гарелины сделали большое пожертвование на восстановление Ильинской церкви Иваново-Вознесенска. На их средства в храме полностью обновили ветхий иконостас и расписали стены. Кроме того, Гарелины построили в городе новый величественный каменный Храм Всемилостивого Спаса. Мария Александровна позаботилась и о культурном досуге фабричных служащих. Специально для них она открыла в городе библиотеку. Один из рабочих оставил воспоминания, в которых рассказывал, с каким увлечением читал книги из библиотеки в обеденный перерыв, и дома, вечером, при свете свечи.
Что сталось с неутомимой благотворительницей после революции 1917-го — точных сведений об этом, увы, нет. По некоторым свидетельствам, Мария Александровна Гарелина не покинула Советскую Россию и скончалась в дорогом её сердцу Иваново-Вознесенске в 1921-м году. Впрочем, это, наверное, не так уж и важно. Гораздо важнее — её жизнь, которую она без остатка посвятила людям.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема