
«Маленькая принцесса», студия Warner Bros., режиссёр Альфонсо Куарон
— Ты что, всё ещё считаешь себя принцессой? Бог мой, оглянись вокруг! Или посмотри на себя в зеркало.
— Да, я принцесса. И все девочки. Даже если они живут на чердаках, даже если они одеты в лохмотья, даже если они некрасивы, несимпатичны и немолоды — всё равно, они принцессы! Все мы. Разве ваш отец не говорил вам этого?
Эта эмоциональная сцена — отрывок из замечательной сказки «Маленькая принцесса», в 1995 году снятой режиссёром Альфонсо Куароном. Главная героиня, английская девочка Сара, выросла в жаркой Индии, окружённая королевской роскошью и безграничной любовью своего отца. Неудивительно, что она привыкла считать себя принцессой. Но её жизнь полностью меняется, когда отец уходит на войну, а вскоре приходит известие о его смерти. Теперь Сара живёт на чердаке, встаёт в пять утра и делает всю грязную работу в приюте, которым управляет обиженная на весь мир старая дева мисс Минчин. Но её душа и в бедности остаётся такой же светлой и радостной, как раньше. Героиня по-прежнему верит в лучшее и помогает другим, а в каждую свободную минутку развлекает подруг захватывающими индийскими сказками. И остаётся настоящей принцессой — но не капризной и надменной, как одна из воспитанниц приюта, Лавиния, а доброй, щедрой и справедливой. Все окружающие, кроме мисс Минчин, откликаются на доброту девочки. А в самые тяжёлые дни у неё появляются новые друзья — чернокожая служанка Бекки, которая тоже скучает по дому и тёплым краям, и молчаливый сосед-индус. Сара почти привыкает к новой жизни и довольствуется тем, что есть. Но тут случается чудо — отец оказывается жив и возвращается с войны, пусть и не без потерь...
Фильм снят по написанному в 1905 году роману известной американской писательницы Фрэнсис Бёрнетт. Её книги давно признаны классикой христианской детской литературы. В «Маленькой принцессе» христианские мотивы звучат, может быть, не так явно, как в других произведениях писательницы. Здесь нет библейских символов и аллюзий, но есть главное — неистребимое стремление героини к добру и свету, желание отдавать, естественное, как голод и жажда, ощущение радости бытия и благодарности за каждый прожитый день. Запоминается сцена, в которой девочка несколько раз подряд отказывается от материальных вещей, и делает это удивительно весело и легко. Бедная и дрожащая от холода, Сара всё равно ищет, с кем бы ей поделиться каждым куском. На монетку, которую дарит ей проходящий мимо мальчик, девочка покупает себе аппетитную булку, но тут же отдаёт её дочке уличной цветочницы. А полученный в награду цветок оставляет на двери дома, где живут симпатичные ей люди — отец пропавшего без вести офицера и его друг-индус. Даже свои сказки про индийских героев и принцесс она не бережёт для себя, а щедро дарит подругам — ей так важно, чтобы они тоже поверили в чудо, и их жизнь стала легче.
Пусть зрителя не смущает обилие индийского колорита в кадре и в сознании девочки. В фильме нет призыва жить по законам индийской философии, индуизма или буддизма. Индия для Сары — это, в первую очередь, страна счастливого беззаботного детства, где она была счастлива вместе с отцом, где было тепло — и на улице, и на душе.
— А откуда ты приехала, бывает холодно?
— Нет.
— Расскажи ещё, Сара! Расскажи мне об Индии.
— Индия...
— Расскажи!
— Ладно. Там воздух — горячий. Его можно даже попробовать на вкус.
— Наверное, он как кокос.
— Нет, он скорее как пряности — карри и шафран.
— А ещё?
— Тигры там спят под деревьями, а слоны купаются в озёрах. Тёплый ветер проносится над полями вместе с духами, которые смотрят на тебя сверху и поют.
Постепенно в рассказах Сары Индия из реальной страны детства превращается в сказочное королевство, где возможны любые чудеса. Идея фильма в том, что у каждого из нас, пусть даже взрослого, должна быть в душе такая чудесная страна. И не важно, как она называется и какие песни в ней звучат — главное, чтобы там жили только добрые мысли и чувства.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр