
«Маленькая принцесса», студия Warner Bros., режиссёр Альфонсо Куарон
— Ты что, всё ещё считаешь себя принцессой? Бог мой, оглянись вокруг! Или посмотри на себя в зеркало.
— Да, я принцесса. И все девочки. Даже если они живут на чердаках, даже если они одеты в лохмотья, даже если они некрасивы, несимпатичны и немолоды — всё равно, они принцессы! Все мы. Разве ваш отец не говорил вам этого?
Эта эмоциональная сцена — отрывок из замечательной сказки «Маленькая принцесса», в 1995 году снятой режиссёром Альфонсо Куароном. Главная героиня, английская девочка Сара, выросла в жаркой Индии, окружённая королевской роскошью и безграничной любовью своего отца. Неудивительно, что она привыкла считать себя принцессой. Но её жизнь полностью меняется, когда отец уходит на войну, а вскоре приходит известие о его смерти. Теперь Сара живёт на чердаке, встаёт в пять утра и делает всю грязную работу в приюте, которым управляет обиженная на весь мир старая дева мисс Минчин. Но её душа и в бедности остаётся такой же светлой и радостной, как раньше. Героиня по-прежнему верит в лучшее и помогает другим, а в каждую свободную минутку развлекает подруг захватывающими индийскими сказками. И остаётся настоящей принцессой — но не капризной и надменной, как одна из воспитанниц приюта, Лавиния, а доброй, щедрой и справедливой. Все окружающие, кроме мисс Минчин, откликаются на доброту девочки. А в самые тяжёлые дни у неё появляются новые друзья — чернокожая служанка Бекки, которая тоже скучает по дому и тёплым краям, и молчаливый сосед-индус. Сара почти привыкает к новой жизни и довольствуется тем, что есть. Но тут случается чудо — отец оказывается жив и возвращается с войны, пусть и не без потерь...
Фильм снят по написанному в 1905 году роману известной американской писательницы Фрэнсис Бёрнетт. Её книги давно признаны классикой христианской детской литературы. В «Маленькой принцессе» христианские мотивы звучат, может быть, не так явно, как в других произведениях писательницы. Здесь нет библейских символов и аллюзий, но есть главное — неистребимое стремление героини к добру и свету, желание отдавать, естественное, как голод и жажда, ощущение радости бытия и благодарности за каждый прожитый день. Запоминается сцена, в которой девочка несколько раз подряд отказывается от материальных вещей, и делает это удивительно весело и легко. Бедная и дрожащая от холода, Сара всё равно ищет, с кем бы ей поделиться каждым куском. На монетку, которую дарит ей проходящий мимо мальчик, девочка покупает себе аппетитную булку, но тут же отдаёт её дочке уличной цветочницы. А полученный в награду цветок оставляет на двери дома, где живут симпатичные ей люди — отец пропавшего без вести офицера и его друг-индус. Даже свои сказки про индийских героев и принцесс она не бережёт для себя, а щедро дарит подругам — ей так важно, чтобы они тоже поверили в чудо, и их жизнь стала легче.
Пусть зрителя не смущает обилие индийского колорита в кадре и в сознании девочки. В фильме нет призыва жить по законам индийской философии, индуизма или буддизма. Индия для Сары — это, в первую очередь, страна счастливого беззаботного детства, где она была счастлива вместе с отцом, где было тепло — и на улице, и на душе.
— А откуда ты приехала, бывает холодно?
— Нет.
— Расскажи ещё, Сара! Расскажи мне об Индии.
— Индия...
— Расскажи!
— Ладно. Там воздух — горячий. Его можно даже попробовать на вкус.
— Наверное, он как кокос.
— Нет, он скорее как пряности — карри и шафран.
— А ещё?
— Тигры там спят под деревьями, а слоны купаются в озёрах. Тёплый ветер проносится над полями вместе с духами, которые смотрят на тебя сверху и поют.
Постепенно в рассказах Сары Индия из реальной страны детства превращается в сказочное королевство, где возможны любые чудеса. Идея фильма в том, что у каждого из нас, пусть даже взрослого, должна быть в душе такая чудесная страна. И не важно, как она называется и какие песни в ней звучат — главное, чтобы там жили только добрые мысли и чувства.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.