
Вы когда-нибудь пробовали калитки? А лапшевник и пряженцы готовить умеете? Если нет — то не беда! Стряпать эти исконно русские, кушанья и ещё десяток-другой блюд, рецептам которых без всякого преувеличения уже несколько сотен лет, научит Максим Сырников. Знаменитый российский шеф-повар, знаток и историк русской национальной трапезы, ведущий передачи «Монастырская кухня» на телеканале «Спас». Популярную программу Максим Сырников ведёт вместе с коллегой — известным культурологом Олегом Робиновым. В результате такого творческого тандема «Монастырская кухня» стала не просто кулинарным шоу, а интереснейшим духовно-просветительским проектом. А теперь ещё и книгой: по мотивам популярной передачи вышел одноимённый сборник.
При этом «Монастырская кухня» — не монотонная подборка рецептов, а увлекательное путешествие — в русскую культуру, историю, литературу. Вот пример: говоря про толокно́ и разнообразие блюд из него, Максим Сырников сначала цитирует Достоевского, приводит слова Владимира Даля и ссылается на «Домострой». Потом рассказывает, как делали овсяное толокно наши далёкие предки. Овёс сначала распаривали, потом сушили в печке до лёгкого поджаривания, а после этого вручную толкли в ступе. И только после того, как читателю покажется, что он уже своими глазами видит весь этот процесс и даже чувствует тёплый, чуть, сладковатый запах толчёного овса, Максим Сырников переходит непосредственно к уникальным рецептам. И здесь тоже поражает наше воображение: оказывается, из толокна можно приготовить не менее дюжины блюд! Например, репницу, гогольку, тепенину, повалиху — не мудрено, если большинство из нас и названий-то таких никогда не слышали! А благодаря книге «Монастырская кухня» не только в подробностях узнают об этих и многих других яствах, но и научатся готовить их так, как это веками делали в монастырских трапезных.
Второй участник проекта «Монастырская кухня» и соавтор одноимённой книги, Олег Робинов, как раз и расскажет читателям про обители, благодаря которым все эти рецепты сохранились до наших дней. Читатели побывают в Марфо-Мариинской обители, Пустыни Вифания близ Троице-Сергиевой Лавры, Донском и Новоспасском монастырях. Узнают интересные подробности из их многовековой истории.
Главное же, чем интересна книга — она ярко иллюстрирует то, насколько тесно пища насущная всегда была связана у русского человека с пищей духовной. Например, мы узнаем, что совсем не просто так на Руси традиционно готовили фигурное печенье под названием «Кресты» и «Лествицы», то есть, лесенки, а в день памяти 40 мучеников Севастийских пекли «жаворонков».
Словом, книга «Монастырская кухня» — гораздо больше, чем кулинарное руководство. В сущности, её можно просто читать. Будет очень познавательно и интересно. Как поэтично заметил в своём предисловии к изданию главный редактор телеканала «Спас» Борис Корчевников, даже не готовя, почувствуешь аромат каждого блюда. А за ним услышишь все русские запахи разом: от пряного ладана на тихой вечерней службе в церкви до свежести начинающейся весны.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.