Луи Брайль — автор шрифта, предназначенного для незрячих и плохо видящих. В 1829 году он представил на рассмотрение совета Королевского института свою азбуку.
Луи родился в семье ремесленника, изготовлявшего конскую упряжь. Желая помочь как-то раз отцу, Луи повредил себе глаза и ослеп. Годы шли, и родители всерьез переживали за будущее Луи. Отец терпеливо выучил мальчика шитью изделий из кожи, чтобы Луи мог не бояться, что останется без куска хлеба.
Позднее Луи стал студентом Парижского королевского института. Брайль занялся изучением «ночной азбуки», разработанной капитаном артиллерии Шарлем Барбье. Далее он усовершенствовал азбуку, которая уже представляла собой набор комбинаций из шести рельефных точек, расположенных в две колонки. Шрифт позволял читать и писать так же быстро, как это делают зрячие люди. Азбука Брайля постепенно входила в обиход — стали печататься не только книги, но и газеты, и даже банковские извещения для слепых.
Что Луи Брайль считал самым важным в своей жизни?

В доме ремесленника Брайля из маленького французского городка Кувр уже несколько дней говорили шёпотом и старались передвигаться на цыпочках. Отцу и матери не хотелось лишний раз тревожить своего сына, трёхлетнего Луи. Ребёнок и так многое пережил. Умный и резвый не по годам, мальчик любил проводить время в отцовской мастерской. Брайль-старший работал шорником, изготавливал конскую упряжь. И вот, недоглядел: желая помочь отцу, маленький Луи взял шило и случайно поранил себе глаз. Началась инфекция, которая распространилась на оба глаза. Доктора помочь не смогли, и мальчик полностью ослеп. Он не понимал, почему не может видеть, лежал в своей кроватке и горько плакал.
Шли годы, Луи подрастал, и родители всерьёз переживали за его будущее. Жизнь слепого человека полна трудностей. Однако к радости отца и матери, Луи за несколько лет не просто смирился с новой для него действительностью, а изо всех сил стремился жить полноценной жизнью. Родители во всём его поддерживали. Отец терпеливо выучил мальчика шитью изделий из кожи — теперь Луи самостоятельно мастерил отличные башмаки и мог не бояться, что останется без куска хлеба. Заметив, что мальчику нравится музыка, мать пригласила для него учителя, и вскоре Луи овладел искусством игры на скрипке. Даже в школу он пошёл самую обыкновенную — в его родном Кувре она была одна. Местный преподаватель научил Луи читать, складывая деревянные палочки в буквы. Мальчик запоминал их наощупь.
Это было нелегко. Ненамного проще оказалась и существующая в то время азбука для слепых, которая представляла собою обычные буквы, выбитые на бумаге рельефным шрифтом. С этой методикой Брайль познакомился в Парижском королевском институте, куда поступил после окончания школы. Буквы были слишком большими для кончиков пальцев, читать быстро не получалось, писать тоже было неудобно. Тогда Луи Брайль задумался о том, чтобы создать собственную систему азбуки для слепых.
Первые шаги в этом направлении он сделал, когда ему было всего пятнадцать. Тогда Брайль занялся изучением «ночной азбуки», разработанной капитаном артиллерии Шаарлем Барбье для чтения военных донесений в тёмное время суток с помощью осязания. Это были особые комбинации выпуклых точек, наколотых на листе бумаги. Впрочем, очень скоро Луи понял, что и этот способ не совсем хорош: точек было слишком много, при этом отсутствовали знаки препинания и цифры. Но сам принцип Брайлю понравился. Нужно было лишь каким-то образом его модернизировать. Дни напролёт Луи проводил, накалывая иглой плотный лист бумаги. Даже на каникулах в родительском доме молодой человек ничем другим не занимался. Нужного результата удалось добиться через несколько лет. В 1829 году Луи Брайль представил на рассмотрение совета Королевского института свою азбуку для слепых. Она представляла собой набор комбинаций из шести рельефных точек, расположенных в две колонки. Шрифт позволял читать и писать так же быстро, как это делают зрячие люди. С его помощью можно было записывать ноты и даже решать математические задачи. В качестве эксперимента было решено напечатать шрифтом Брайля книгу «Краткая история Франции». Незрячие люди сразу же оценили изобретение по достоинству, заявив, что новый шрифт для слепых — удобный, простой и понятный. Азбука Брайля постепенно входила в обиход. С её помощью стали печататься не только книги, но и газеты, и даже банковские извещения для слепых.
Сам же Луи отнюдь не почивал на лаврах, а работал на износ. С помощью собственного изобретения Брайль преподавал таким же незрячим, как и он сам, алгебру, географию и музыку. По воскресеньям играл на органе в парижской церкви Святого Николая. И, вероятно, сделал бы ещё многое на благо слепых, если бы не внезапная болезнь. Брайля подкосил туберкулёз. Луи чувствовал, что времени у него остаётся немного, но не унывал. Жизнь была прожита не напрасно. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие надежды на лучшее», — сказал Луи Брайль перед смертью. Эту надежду он подарил миллионам людей во всём мире.
Все выпуски программы Жизнь как служение
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема