Стихотворения поэтессы, прозаика и драматурга — Любови Никитичны Столицы, впервые встретились мне на страницах отечественных изданий в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда из печати начали выходить поэтические сборники и антологии литературы русской эмиграции. Имя Столицы (оговорюсь, что это — фамилия, а не псевдоним) находилось там, я помню, не в самых первых рядах...
Стилизаторские стихи поэтессы отличались «разбросанностью тем», буйством красок и образов, музыкальной насыщенностью, обострённым интересом к театру, античности и фольклору древней Руси, — то есть — узнаваемыми чертами, характерными для всего нашего «Серебряного века».
Ещё я запомнил, что земные дни поэтессы завершились в начале 1930-х годов в Болгарии, где последние полтора десятилетия своей жизни она была кем-то вроде полномочного посла и представителя русской культуры.
Но вот, в 2013-м году вышел объёмный — два фолианта, по семьсот страниц каждый — двухтомник Любови Столицы: многочисленные стихотворения и незаурядный роман в стихах, поэмы, сказки и пьесы. В издание также вошли и письма Столицы — к Брюсову, Блоку и Андрею Белому, а ещё — и восторженные послания к ней поэтов Сергея Есенина и Клычкова.
Тщательное послесловие к двухтомнику завершалось цитатой из некролога поэтессе, написанного популярным когда-то писателем Александром Фёдоровым.
«...И человек она была — цитирую — благожелательный, добрый, отзывчивый и, что особенно интересно, похожий на свои произведения, очень русская, в каждом слове, в каждом движении, в улыбке и во взгляде. И религиозна была по-русски, по-простонародному, свято верила в русский народ и в возрождение России». Конец цитаты. В память о Любови Никитичне прочитаю её красочное стихотворение «День», написанное ещё до эмиграции и не вошедшее ни в одну из книг.
Люблю деревню я, особенно зимой.
Мой отчий дом люблю и день рабочий мой
Средь деревянных стен из золотистых бревен,
В просторной горнице, где пол – слегка неровен,
И дверь – певучая, и нет ключа при ней…
Где – в сумрак стелются половички синей,
А в солнце – зыблются нежней и желтоватей
Кретон завес и кисея кровати…
Где – высятся простой ореховый киот
И палисандровый затейливый комод,
Где колокольчик есть, взамен звонков, старинный,
А вместо ламп шандал со свечкой стеаринной…
Кругом – всё новое! Всё радует глаза!
А выйдешь на крыльцо – там тоже чудеса:
Сосновый сизый лес весь жемчугами вышит,
Атла́сы алые заря над ним колышет,
И веселят порой серебряный пустырь
Синица синяя иль розовый снегирь.
В снегу – столбы ворот, скворешник и собашник, –
И в вышках сахарных и в пряничных тех башнях
Волшебным теремом выглядывает дом,
Оберегаемый цепным косматым псом.
Но зелен стал восток, а воздух – льдисто-колок, –
И месяц молодой, что зеркала осколок,
Повис и заиграл на дальних пустырях!
В их бриллиантовых и ледяных морях
Бугры легли спиной, как тучные тюлени,
Деревья ж подняли, как тонкие олени,
Ветвистые рога к созвездию Стожар…
Пора домой! Там ждет ворчливый самовар.
Там напишу сейчас чудесные стихи я –
Как зори, ясные, как месяц, молодые!..
Любовь Столица, «День», из цикла «В деревне», около 1915-го года.
...Не правда ли, друзья, есть в этом стихотворении какой-то неуловимый привет Александру Сергеевичу Пушкину, его незабываемым онегинским интонациям?..
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия