Во все времена Библия становилась мощным источником вдохновения для творчества. Произведения на библейскую тематику мы без труда найдём в литературе, живописи, кинематографе. И, конечно же, в музыке. О музыкальных произведениях, в основу которых положены истории из Библии, рассказала выпускница аспирантуры Московской консерватории, скрипачка, музыковед и журналист Ляля Кандаурова в своей книге «Библейские мотивы».
Ляля Кандаурова — лауреат российской литературной премии «Просветитель». Она объездила полмира не только с концертами, но и с лекциями. У неё есть удивительный дар — делиться любовью к классической музыке даже с теми, кто прежде считал себя далёкими от симфоний, сонат и ораторий. Как ей это удаётся, можно понять с первых же страниц книги «Библейские мотивы»: Ляля рассказывает о музыке ярким метафоричным языком. В её общении с читателем нет и намёка на разговор профессионала с дилетантом. Это искренний и доверительный диалог на равных. Автор признаётся, что счастлива, когда видит, что получилось заинтересовать людей, сделать для них музыку близкой, помочь глубже понять её, и слушать легко и с радостью.
Что касается книги «Библейские мотивы», то уже сама авторская задумка выглядит чрезвычайно увлекательной. Ляля Кандаурова распределила два десятка музыкальных произведений, если можно так выразиться, в хронологическом порядке — от Сотворения мира до Страшного суда. Повествование открывается главой о хореографической симфонии «Стихии» Жана Фери Ребеля. Как поясняет автор, этим произведением французский композитор проиллюстрировал события книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Ляля Кандаурова неторопливо раскрывает художественную суть музыкального произведения, показывает, с помощью каких приёмов оно выражает те или иные библейские строки. И вот, мы словно слышим журчащие звуки флейты, изображающей воду, гобои, трубы и валторны, демонстрирующие, как из первоэлементов по слову Бога создавался мир. Кстати, автор предусмотрела возможность послушать это, и все остальные произведения, о которых пойдёт речь в книге. Сделать это можно буквально не отрываясь от чтения — в каждой главе есть удобные интерактивные ссылки на композиции в виде куар-кодов.
Благодаря Ляле Кандауровой и её книге мы погрузимся в звучащую Священную историю. Автор станет нашим проводником одновременно по двум удивительным мирам — музыки и Библии. От кантаты Игоря Стравинского «Вавилон», оперы Алессандро Скарлатти «Всемирный потоп» к оратории «Заповеди блаженства» Сезара Франка и сюите Франка Мартена «Шесть картин из жизни Иисуса». В этом захватывающем путешествии читатели встретятся не только с известными композиторами, но и с теми, чьи имена, возможно, никогда прежде не слышали. Как справедливо заметила автор, сочинители музыки искали и находили для себя в историях Ветхого и Нового заветов нечто очень важное. И на языке нот стремились поделиться этим с людьми. Благодаря книге Ляли Кандауровой, Библейские мотивы в музыке сможем услышать и мы.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия