
Фото: Anup Ghag/Unsplash
Ладан — самый известный, наверное, элемент православного богослужения, знакомый даже людям, далеким от Церкви. Запах ладана встречает каждого входящего в храм человека. В течение богослужения священник неоднократно кадит им, обходя храм внутри. Но простота ладана обманчива. На самом деле, это очень древний элемент богослужения. Только в Православной Церкви ладан используется две тысячи лет. А до того в течение многих веков ладан употреблялся на ветхозаветных службах.
Сегодня под названием «ладан» скрывается очень интересное вещество, состав которого в течение истории постоянно менялся. Но основа ладана на протяжении веков остается неизменной и по-прежнему добывается на территории государства Ливан.
Итак, что же такое ладан? Впервые о веществе, которое при соприкосновении с горящим углем дает дым приятного запаха, говорится в ветхозаветной части Библии. Сам Бог повелевает пророку Моисею смешать четыре компонента: стАкти, Оних, халвАн душистый и чистый ливан. Полученный порошок и стал первым в истории ладаном, который использовался на ветхозаветном богослужении. Три первых компонента ветхозаветного ладана со временем перестали использоваться, в отличие от четвертого — ливана.
Совпадение имени этого вещества с названием государства Ливан не случайно. Вещество ливан представляет собой смолу босвЕллии, редкого вида дерева, произрастающего на Аравийском полуострове и Восточной части Африки. Смола эта имеет светлый белесый оттенок, оттого в еврейском тексте Библии именуется «лебоной», то есть «белая». От слова «лебона» произошло и название государства Ливан — «страна снежных гор».
Босвеллия, смола которой вошла в состав ветхозаветного ладана, произрастает как раз на территории Ливана. Поэтому можно предположить, что своему названию эта страна вполне может быть обязана благовонному ливану, вошедшему в состав ладана. Смола босвеллии до сих пор используется в качестве основы для церковных благовоний. Выглядит природный ливан так. Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розоватого, иногда встречается с зеленоватым оттенком.
Начиная с двадцатого века смолу босвеллии для приготовления ладана собирают следующим образом. Ежегодно в феврале или марте на стволе и ветках босвеллии делают надрезы, из которых вытекает сок похожий на молоко. Часть смолы падает на землю у подножия дерева, где заблаговременно расстилается специальная пленка. Смола вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока, наконец, не заполнит собой надрезы. После этого засохшую смолу собирают с дерева и земли. С одного дерева собирают до 400 грамм ладана.
Впоследствии смолу босвеллии растирают в порошок, добавляют в нее также измельченную смолу иных деревьев: лиственницы, пихты, фисташкового дерева. Полученную смесь вручную скатывают в небольшие горошины, которые затем пакуют в коробочки и продают в церковных лавках. Наиболее известными производителями ладана сегодня являются афонские монастыри, но все же именно ливанский ладан по-прежнему считается наиболее традиционным.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема