Виктора Петровича Астафьева хоть и называют иногда по привычке «советским» писателем, однако относят это определение, скорее, к периоду, в который ему довелось в основном творить, чем к содержанию его произведений. А на самом деле Астафьеву вполне подошло бы определение «писатель вне времени и пространства»: то, о чем он пишет - постоянно, незыблемо, понятно и одинаково близко каждому из нас. Он -подлинный лирик, и даже советская эпоха не смогла погасить в нем искру Божию истинного таланта, и свободу говорить о том, что шло из самой глубины души и сердца. Именно так – честно и искренне - написана его трогательная «повесть в рассказах» под названием «Последний поклон».
Можно читать рассказы по отдельности – и они все равно захватят, увлекут, не дадут оторваться от книги. Но если читать подряд, от первого до последнего – то постепенно начнет сгущаться, словно бы материализуясь, удивительная атмосфера астафьевской прозы. Мы увидим сибирскую деревеньку, темные бревенчатые крытые соломой избы, а в одной из них - маленького мальчика Витю, сироту, которого бросил непутевый пьяница-отец, а мать, случайно выпав из лодки, утонула в бурном Енисее. С тех пор Витина семья - это бабушка Катерина Петровна и дед Павел. А еще – небо, лес, речка, земля… Ощущение вековой связи человека и природы буквально выплескивается на читателя. Настоящий восторг охватывает, когда в рассказе «Зорькина песня» читаешь, как Витя с бабушкой еще затемно выходят в лес, как идут они по влажной от росы траве по пояс в тумане… А из-за высоких гор медленно поднимается огромное, дрожащее алое светило, и разливает по пробуждающейся долине свой золотой свет.
Конечно, сразу понятно, что книга Виктора Астафьева «Последний поклон» в основе своей автобиографична. От этого еще сильнее чувствуешь героя, и словно бы все делаешь вместе с ним: в рассказе «Ангел-хранитель», в страшный голодный год жуешь черствый каравай, купленный на оставшиеся от мамы золотые серьги. Каравай оказался «обманным» - под тонкую хлебную корку была щедро набита мякина. А потом, словно вернувшись к жизни, наблюдаешь, как всем селом рубят капусту на засолку, и самому хочется похрустеть кочерыжкой, так аппетитно пишет об этом автор в рассказе «Осенние грусти и радости».
Кажется, что Астафьев знает какую-то тайну, с помощью которой можно заставить героев оживать в сердцах читателей. А может быть, наши сердца сами откликаются на далекий и давно забытый зов, так отчетливо вдруг зазвучавший со страниц книги Виктора Астафьева «Последний поклон»?
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема