Поклонники ночных, дневных и всех прочих дозоров возликовали, когда писатель-фантаст Виталий Каплан выпустил свою книгу «Иной среди иных». Повесть продолжает, или, точнее, логически завершает полюбившуюся читателям эпопею на тему взаимоотношений «темных» и «светлых» сверхъестественных сил в декорациях современной Москвы. Но от «Дозоров» Лукьяненко у нее есть существенные отличия.
Книга несет в себе совершенно четкую идею, абсолютно ясно сформулированное своего рода «послание человечеству», - что для произведений в жанре классической фантастики весьма характерно – вспомним того же Брэдбери или Стругацких, - а в современной встречается, увы, редко. Но это, однако, не выглядит морализаторством. Наоборот, невероятно увлекательный, стремительно развивающийся сюжет сам по себе, логическим путем, приводит читателя к осмыслению не только событий, описанных в книге, но, пожалуй, и собственной жизни.
К учителю математики из московской православной гимназии, Дмитрию Осокину, в пустом троллейбусе подсел некто, назвавшийся Антоном - поклонники «Дозоров» сразу узнАют в нем старого знакомого! – и объявил, что отныне Дмитрий не обычный человек, а – «иной». А точнее – светлый маг шестого уровня, обладатель сверхъестественных способностей, и посему обязан зарегистрироваться в их организации «Ночной дозор». Для Дмитрия хуже известия быть не могло. Он как глубоко верующий, православный человек прекрасно понимал, чем чреваты подобные способности. Но его жесткие категорические отказы признать себя «иным», как и попытки представить все произошедшее страшным сном или душевной болезнью, ни к чему не привели. Магическая сила очень скоро дала о себе знать. Владение тайным оружием, способность читать и даже изменять чужие мысли, уходы в «сумрак»… Все это герой повести Виталия Каплана «Иной среди иных» совершал как бы непреднамеренно, спонтанно, и лишь тогда, когда вынуждали обстоятельства. Однако все же совершал, а после испытывал невероятные муки внутренней борьбы и раскаяния.
Мучительные попытки разорвать порочный круг, терзания и сомнения, минуты великого искушения... Пройдя через них, Дмитрий отстаивает право быть самим собой, а помогает ему в этом искренняя вера в Бога. Так что если кому-то необходима инструкция по воспитанию силы воли и твердости духа – не спешите на сомнительные тренинги. Почитайте книгу Виталия Каплана «Иной среди иных».
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди