Писатель Сергей Герман уже несколько лет живет в стране, название которой созвучно с его фамилией. Там, возможно, и не догадываются, что еще не так давно этот человек воевал, носил зеленый камуфляж, гранату на поясе и автомат за плечами. Только вот самому Герману время, проведенное в пылающей Чечне, не забыть, вероятно, уже никогда. В этом он признается в сборнике своих рассказов под названием "Ты будешь жить". И книга, и вообще, вся его проза - именно о страшной и, - как все войны, безумной - "чеченской кампании".
Но книга «Ты будешь жить» существенно отличается от всего, что о Чечне когда-либо было сказано, написано или снято. При этом и мысли не возникает поставить автору в вину намеренное "сглаживание углов". Напротив, испытываешь уважение к по-настоящему талантливому повествователю, который сумел не скатиться в откровенный "треш" или банальную "чернуху". В его рассказах и без излишней натуралистичности столько душевных человеческих страданий, что даже человек, не склонный к сентиментальности, вряд ли сможет остаться равнодушным.
Говорят, на войне люди меняются, и часто можно услышать, что в столь экстремальных условиях у многих наружу вылезают самые худшие качества. А вот в ярких свидетельствах очевидца, коими, несомненно, является книга Германа "Ты будешь жить", все с точностью до наоборот. Опровергает эту теорию один из самых мощных и пронзительных рассказов книги - "Солдатская мать". У Антонины Петровны в разгар Чеченской войны пропал без вести сын, отбывающий в "горячей точке" срочную службу. Обезумевшая от горя мать бросила все, и поехала искать единственного ребенка. В пылающем Грозном она устроилась в госпиталь, где случай свел ее с каким-то важным чеченским генералом по имени Муса - его привезли с тяжелым ранением, и Антонина Петровна ухаживала за больным. Муса помог Антонине пробраться в расположение банды, где, по слухам, в плену находился ее сын...
В рассказе "Вера" на лакмусовой бумажке войны тоже проступает не ненависть и злоба, а сострадание и сердечная теплота. Сергей Герман вспоминает, как во время штурма Грозного в одном из жилых подвалов обнаружил девочку, у которой в наале войны бомбой оторвало обе ноги. Девочка рисовала акварелью картину - такую, объяснила она вошедшим солдатам, чтобы глядя на нее, каждый человек поверил, что все у него будет хорошо... Эту детскую, но твердую веру в то, что мир обязательно наступит, вселяют в сердце военные рассказы Сергея Германа из книги "Ты будешь жить".
Святитель Герасим (Добросердов) и его семья
Иван Прокопьевич Попов состоял в притче Сретенской церкви села Бельск, что в Иркутской губернии. Вот уже несколько лет он был вдовцом. После смерти жены на руках у него осталось двое маленьких детей. Родня уговаривала Ивана Прокопьевича на новый брак — детям нужна материнская забота, а хозяйству — женский глаз. Мужчина поначалу отмахивался от этих увещеваний. Но со временем полюбил односельчанку Марию Ивановну. Девушка была из семьи зажиточного крестьянина. Отец невесты счёл такую партию неподходящей для молодой дочери: вдовец, с детьми, да ещё и небогат. И решительно отказал жениху. А ночью увидел необыкновенный сон. Величественный голос повелел ему не сопротивляться Божьей воле и выдать Марию замуж: «От этого брака родится ребёнок, который прославит Господа и станет святым». Наутро потрясённый отец позвал дочь и благословил её на семейную жизнь.
Иван Прокопьевич и Мария Ивановна поженились. 26 октября 1809 года у них родился сын. В крещении мальчика нарекли Георгием. Пройдёт время, и пророчество, открытое во сне его деду, исполнится. Он станет монахом, будет возведён в сан епископа, отличится миссионерскими и пастырскими трудами и будет прославлен Церковью в чине святителя. С самого юного возраста Георгий по утрам и вечерам молился вместе с матерью. Отец брал мальчика с собой в храм, где он, рано научившись грамоте, помогал ему во время чтения молитв на службе. Каждое воскресенье после Литургии Георгий вместе с матушкой посещал богадельню — дом для нищих при храме. Специально к этому случаю Мария Ивановна пекла хлеб, который вместе с сыном раздавала обитателям богадельни. Спустя годы святитель вспоминал, что первые уроки благочестия, любви к Богу и милосердия к ближним он получил от своих родителей.
В 1818 году Георгий поступил в иркутское духовное училище, а затем — в семинарию. Там доброго, всегда готового прийти на помощь студента прозвали Добросердовым. Прозвище закрепилось за Георгием настолько, что вскоре стало его новой фамилией. На последнем курсе Иркутской духовной семинарии Георгия направили в Бурятию. Там в течение года он проповедовал Евангелие среди буддистов и язычников. Воодушевлённый миссионерским служением, домой он возвращался с намерением посвятить себя Богу и просить у родителей благословения на монашество. Однако вскоре после его приезда заболела мать, и Георгий, не желая её волновать, решил отложить разговор. Через некоторое время Мария Ивановна скончалась. Смерть любимой матушки надолго выбила молодого человека из колеи. «Прощай, мать нежнейшая, любившая меня пламеннее всех чад своих», — писал будущий святитель в своём дневнике.
А вскоре произошло то, чего сам Георгий никак не ожидал. Он познакомился с Натальей Михайловной Шестуновой. Кроткая, добрая девушка вызвала в нём глубокие чувства. В январе 1836 года молодые люди обвенчались, а следом за женитьбой Георгий был рукоположен в священный сан. Семейный союз был счастливым. Георгий называл жену своим нежным добрым другом. Но продлиться этому браку было суждено всего 4 года. Наталья Михайловна скончалась от чахотки. Перед смертью жены Георгий стоял около кровати любимой супруги и сам, со слезами, читал отходную — молитвы, которые совершаются над умирающим человеком.
Через некоторое время после кончины Натальи Михайловны, Георгий пришёл к отцу и попросил у него благословения на монашество. Иван Прокопьевич молча перекрестил сына. Святитель в своём дневнике вспоминал трогательную сцену прощания с отцом: «Пять-шесть раз он обнимал меня, пять-шесть раз отходил и опять подходил ко мне со слезами». Георгий отправился в Санкт-Петербург. Там он поступил в Духовную академию и в марте 1845 года, на последнем курсе, принял постриг с именем Герасим. На протяжении всей своей жизни святитель Герасим (Добросердов) вёл дневники, в которых немало добрых, полных любви и благодарности, слов посвятил своим родным.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Поработаю промоутером»
С утра пораньше жена попросила меня сходить на рынок за продуктами. Выглядываю в окно — на улице мрачновато, того и гляди пойдёт дождь. Надеваю куртку с капюшоном. По дороге вижу, как девушка-промоутер раздаёт флаеры — это такие рекламные листовки. Поблизости открылся новый магазинчик, и девушка пытается привлечь в него покупателей. На вид ей лет 18-19, скорее всего, студентка и решила подработать.
Листовку я сунул себе в карман и вошёл в здание рынка. Пока совершал покупки, на улице хлынул дождь. Девушка всё ещё стояла на том же месте и пыталась вручить рекламки прохожим. Зонта у неё не было. «Бедненькая, — подумал я, — вся ведь промокнет. И листовки надо раздать. Иначе не заплатят».
Закидываю рюкзак на плечо, подхожу к ней, и говорю: «Давайте я Вам помогу». Она застенчиво улыбается и соглашается. Дело у нас движется быстро, вскоре мы раздали все буклеты. Девушка благодарит меня, а я в свою очередь говорю спасибо ей. «Вы знаете, всегда хотел поработать промоутером. И наконец моя мечта осуществилась», — шучу я. Она смеётся в ответ. Мы оба промокли, но при этом радостные — девушка от того, что у неё появился помощник, а я — потому что помог ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
24 апреля. О Христе как дарителе победы
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».
О Христе как дарителе победы, — протоиерей Константин Харитонов.