«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…» - именно эта крылатая шекспировская фраза пришла мне на ум, когда я прочла роман Николая Блохина «Глубь-трясина» - настоящий мистический триллер на основе исторических событий, написанный к тому же православным писателем, а ныне еще и священником.
Способность автора писать максимально реалистично при великолепном владении художественными приемами, завораживает с первых же страниц и создает своеобразный «эффект присутствия». Читаешь книгу, и словно попадаешь в атмосферу и обстановку описываемых событий.
Действие романа Николая Блохина «Глубь-трясина» развивается в страшные для России годы Гражданской войны. Поручик Дронов - один из немногих в отряде остался в живых после схватки с «красными». Он спасается от погони. Плутает по лесу, и неожиданно выходит к деревне, занятой красноармейцами. Совсем неподалеку поручик видит монастырь. К его удивлению, обитель осталась не тронутой вандалами, там его радушно принимают и прячут. Чуть позже, выйдя прогуляться по монастырской стене, поручик с ужасом видит, что «красные» подошли почти вплотную, но монастырь не только не трогают, но как бы даже игнорируют его присутствие. И вот тут выясняется самое интересное! Оказывается, обитель… невидима. Для всех здесь – болото, топь, страшная Глубь-трясина. Монастырь недоступен чужим взорам благодаря молитвам святого старца Спиридона. Но это не продлится вечно: после смерти старца монастырь утратит свою удивительную особенность. Разумеется, когда это произойдет, штурм со стороны красных будет неизбежен.
Монастырь-невидимка наполнен обитателями. Поручик знакомится здесь с известным поэтом, ученым-атеистом и даже красным комиссаром. Каждый из них по каким-то неведомым причинам получил эту возможность – увидеть монастырь и укрыться в нем от гибели.
Разношерстная компания ведет горячие споры о феномене невидимого острова спасения. Одни видят в нем несомненное проявление чудесной Божественной воли. Другие - просто некое удивительное природное явление, еще не исследованное наукой. Но не каждый в этих спорах задумывается о том, почему и для чего именно ему было суждено здесь оказаться.
Николай Блохин в своем романе «Глубь-трясина» не дает советов, как жить, не наставляет, не выводит морали. Но, подобно опытному проводнику, показывает «опасные места» и предостерегает. Ведь топкая трясина может встретиться где угодно. Бывает, обнаруживается она и в сердце человека. И тогда очень важно суметь вовремя разглядеть спасительные стены.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема