Ни для кого не секрет, что современные книжные издательства предпочитают выпускать, прежде всего, коммерчески успешные книги, ориентированные на массового читателя. И хотя произведения писателя и поэта Николая Байтова «литературным ширпотребом» уж никак не назовешь, именно его книгой с интригующим названием «Ангел-вор», крупнейшее российское издательство «ЭКСМО» открыло свою новую, - Православную, - серию. Издатели уверены, что православная тематика у читателей сейчас, что называется, «в тренде». И явно не ошибаются: первый десятитысячный тираж книги был полностью распродан за каких-то две недели.
На обложке сборника рассказов - умиротворяющий пейзаж с красивым храмом на холме и одинокой фигурой монаха, в раздумье бредущего по тропинке. Подзаголовок гласит, что перед нами – «рассказы о церкви». Писателю, действительно, есть, что поведать о церковной жизни. Несмотря на то, что Байтов - одна из центральных фигур столичной писательско-поэтической тусовки, человек он давно воцерковленный и много лет работает церковным сторожем Николо-Кузнецкого храма в Москве.
Возможно, именно благодаря такому необычному синтезу, рассказы о церкви у Байтова выходят за пределы жанра классических приходских хроник и рисуют не только, - и даже не столько события и характеры, сколько образ мыслей персонажей, их взгляды на жизнь и веру. При этом сюжеты многих рассказов из книги «Ангел-вор» просто-таки поражают своими хитросплетениями и неожиданными развязками. Таков, например, рассказ «Ильин день», в котором не особо верующего мужчину по имени Михаил Степанович преследует навязчивое сновидение, предупреждающее его о смерти в новогоднюю полночь от руки человека, по имени Илья. Под давлением мистического ужаса, мужчина приходит в дом к священнику-иеромонаху, чтобы переждать у него эти страшные часы. В откровенной беседе неожиданно выясняются потрясающие факты, которые объединяют жизни этих двух столь разных людей. А утро нового дня живой и здоровый Михаил Степанович встречает перерожденным человеком, убедившимся, что любые предсказания отменяются, когда в дело вмешивается Божий промысел.
В сборник также вошла детективная повесть «Всё, что сказал духовник», где, действительно, присутствуют все классические атрибуты жанра, а в качестве Шерлока Холмса выступает священник, отец Вячеслав, которому его прошлое ученого-математика и богатый пастырский опыт помогают логически распутать таинственное преступление. Так что для всех, кто скучает по качественным детективам с глубоким внутренним содержанием, написанным, к тому же, великолепным литературным языком, - настоящим удовольствием станет чтение книги Николая Байтова «Ангел-вор».
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема