Если по книге Арсения Миронова «Хронавтика. Дары данайцев» в ближайшее время решат снять фильм, то он, возможно, повторит, если не затмит, невероятный успех культовых когда-то «Гардемаринов» или «Тайн дворцовых переворотов». И дело здесь не только в общей тематике. Для тех, кто работает в жанре исторического романа, важно не забывать одну простую, но необходимую вещь. Произведение, о каких бы делах давно минувших дней в нем не шла речь, должно выглядеть современно в ту эпоху, в которую создается.
Как раз с этим у Арсения Миронова все в полном порядке: не только вокруг книги, но и вокруг своей личности он сумел создать плотный ореол загадочности и таинственности.
И пока интернет-сообщество думает-гадает, кто же на самом деле автор «Хронавтики»: тот Миронов, который уже прославился в жанре исторической фантастики, издав несколько произведений подобного рода, или же все-таки кто-то другой, - книгу продолжают раскупать ударными темпами.
«Хронавтика», повествующая о событиях 18 века, когда на российском престоле находился юный внук Петра Великого, Петр Второй, интригует сразу, как только открываешь роман. Книга выглядит как репринт. То есть, текст набран по правилам старой, дореформенной орфографии: с «ятями» и «ерами». Что, кстати, на удивление, совсем не затрудняет чтение. А маленькое предисловие и вовсе гласит, что Арсений Миронов не сам написал эту роман, а якобы купил рукопись у одного антиквара в Германии, причем имя автора рукописи по некой мистической случайности полностью совпало с его собственным!
Кстати, даже сильно подозревая, что все это – не более, чем удачный литературный «спецэффект», углубившись в чтение, начинаешь как-то сомневаться: а вдруг, и правда? Уж слишком отточены детали в описаниях и самого Петра Второго, и персонажей из его ближайшего окружения - юной и беспечной тетки Елизаветы, бесшабашного вплоть до безумия Ивана Долгорукого, хитрого графа Остермана. А когда как бы между делом автор слегка намекает на то, что двое из героев романа и вовсе, возможно, гости из будущего, становится даже не по себе. Кстати, эта интрига полностью не раскрывается до самого конца, буквально до последних строчек книги.
Президент Академии русской словесности Александр Архангельский в своем отзыве на книгу Арсения Миронова «Хронавтика» назвал ее одновременно и очень старомодной, и дерзко современной. Точнее, пожалуй, не скажешь. Хочется только надеяться, что надпись «Конец первой книги» в финале, - это действительно обещание скорого продолжения, а не еще один «продуманный спецэффект».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема