Зачитываясь в детстве "Приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна", мы и не подозревали, что есть русский писатель, создавший не менее увлекательное и столь же мастерски написанное произведение, повествующее о приключениях двух неразлучных друзей. Леонард Пирагис и его повесть "Красавчик" больше полувека были позабыты и читателями, и издателями. Причем, совершенно напрасно и незаслуженно. Теперь, когда творчество этого замечательного писателя, бывшего до революции редактором детского журнала "Всходы", наконец-то вышло из тени, можно только восхититься красотой его стиля, художественностью языка и незаурядным талантом. Несмотря на то, что впервые повесть была издана аж в 1914 году, она и сегодня выглядит свежо и актуально. Но даже если воспринимать как образец прозы, которую читали еще наши прабабушки, от этого ее литературные достоинства отнюдь не потускнеют.
Герои повести Леонарда Пирагиса "Красавчик" - мальчишки-сироты, Митя и Миша - которого за миловидную внешность и прозвали Красавчиком, - сбежали от злой старухи по прозвищу Крыса. Она заставляла их и еще десяток таких же, как они, несчастных детей, воровать и просить милостыню. Все добытое Крыса отбирала, а над детьми жестоко издевалась. Сбежав от нее, мальчишки вынуждены были скитаться, сталкиваясь с нешуточными опасностями, ночуя под открытым небом и ежеминутно опасаясь погони. Но однажды они набрели на респектабельный дачный поселок, и с этого момента в темноте их незавидной судьбы забрезжил лучик надежды.
Кстати, в этом принципиальное отличие повести от знаменитого произведения Марка Твена. У Пирагиса мир взрослых - далеко не всегда враждебен. Старуха, урядник, полицейский - это персонажи, которым как бы по закону жанра положено быть отрицательными. Другие же - владелица одной из дач госпожа Шахматова, художник Борский, их прислуга - проявляют к маленьким скитальцам по-настоящему сердечную доброту. Шахматова не просто помогает им в трудную минуту одеждой и едой, она искренне предлагает им остаться в ее доме навсегда. А художник дает Мишке-Красавчику работу - просит его позировать для портрета, и щедро за это платит. А вскоре и вовсе происходят события, навсегда перечеркнувшие для Красавчика и его друга Мити их бродячее прошлое.
И все же эта повесть - не сказка о чудесном превращении нищего в принца. Каким-то "боковым зрением" видится между строк и грусть писателя - о том, что далеко не всем Мишам и Митям в жизни так везет, как героям его книги. Но она нисколько не нарушает ни светлого настроя, ни оптимизма, которые остаются после прочтения книги Леонарда Пирагиса "Красавчик".
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница