Зачитываясь в детстве "Приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна", мы и не подозревали, что есть русский писатель, создавший не менее увлекательное и столь же мастерски написанное произведение, повествующее о приключениях двух неразлучных друзей. Леонард Пирагис и его повесть "Красавчик" больше полувека были позабыты и читателями, и издателями. Причем, совершенно напрасно и незаслуженно. Теперь, когда творчество этого замечательного писателя, бывшего до революции редактором детского журнала "Всходы", наконец-то вышло из тени, можно только восхититься красотой его стиля, художественностью языка и незаурядным талантом. Несмотря на то, что впервые повесть была издана аж в 1914 году, она и сегодня выглядит свежо и актуально. Но даже если воспринимать как образец прозы, которую читали еще наши прабабушки, от этого ее литературные достоинства отнюдь не потускнеют.
Герои повести Леонарда Пирагиса "Красавчик" - мальчишки-сироты, Митя и Миша - которого за миловидную внешность и прозвали Красавчиком, - сбежали от злой старухи по прозвищу Крыса. Она заставляла их и еще десяток таких же, как они, несчастных детей, воровать и просить милостыню. Все добытое Крыса отбирала, а над детьми жестоко издевалась. Сбежав от нее, мальчишки вынуждены были скитаться, сталкиваясь с нешуточными опасностями, ночуя под открытым небом и ежеминутно опасаясь погони. Но однажды они набрели на респектабельный дачный поселок, и с этого момента в темноте их незавидной судьбы забрезжил лучик надежды.
Кстати, в этом принципиальное отличие повести от знаменитого произведения Марка Твена. У Пирагиса мир взрослых - далеко не всегда враждебен. Старуха, урядник, полицейский - это персонажи, которым как бы по закону жанра положено быть отрицательными. Другие же - владелица одной из дач госпожа Шахматова, художник Борский, их прислуга - проявляют к маленьким скитальцам по-настоящему сердечную доброту. Шахматова не просто помогает им в трудную минуту одеждой и едой, она искренне предлагает им остаться в ее доме навсегда. А художник дает Мишке-Красавчику работу - просит его позировать для портрета, и щедро за это платит. А вскоре и вовсе происходят события, навсегда перечеркнувшие для Красавчика и его друга Мити их бродячее прошлое.
И все же эта повесть - не сказка о чудесном превращении нищего в принца. Каким-то "боковым зрением" видится между строк и грусть писателя - о том, что далеко не всем Мишам и Митям в жизни так везет, как героям его книги. Но она нисколько не нарушает ни светлого настроя, ни оптимизма, которые остаются после прочтения книги Леонарда Пирагиса "Красавчик".
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема