Когда вышел в свет роман питерской писательницы Елены Чижовой «Время женщин», критики сразу же объявили его, ни много ни мало, «жестким парафразом фильма «Москва слезам не верит». Автор с такими утверждениями спорить не стала, а книга ее в скором времени завоевала одну из самых солидных литературных премий – «Русский Букер», - и в этом действительно повторила судьбу «оскароносной» советской картины.
В остальном же подобное сравнение будет все же не совсем справедливо. И дело не только в том, что действие романа происходит не в Москве, а в послевоенном Ленинграде. И хотя основная сюжетная канва и правда весьма схожа со знаменитым фильмом - здесь тоже история матери-одиночки, деревенской девушки - к разряду «лав стори с хэппи эндом» книгу отнести, точно не получится.
Героиня романа Елены Чижовой «Время женщин» Антонина живет в общаге, «вкалывает» по две смены на заводе, а вся ее жизнь заключается в дочери. Зла на отца девочки, - скучающего ленинградского стилягу, - она не держит, хоть он и исчез почти сразу же после того, как воспользовался наивностью деревенской барышни. О том, что у него родилась дочка он и так и не узнал. Девочку Антонина назвала Сюзанной, - в тайной надежде на то, что заморское имя обеспечит дочери судьбу, не похожую на ее собственную. Из общежития переехала - завод выделил комнатушку в коммуналке. Соседями оказались три старухи, Евдокия, Гликерия и Ариадна. Про них шепотом говорили: «злобные, из бывших», - потому что те успели пожить еще при царе.
Но произошло удивительное: старухи всей душой полюбили и Антонину, и Сюзанночку, и так ревностно заботились о ребенке, что девочка считала их родными бабушками. «Бабушки» наотрез отказались отдавать девочку в детский сад, зато, пока мать была на работе, - водили в церковь и даже тайком окрестили. Вместо пролетарской новогодней елки организовали поход в Мариинский театр. Обнаружилось, правда, что Сюзанна не разговаривает. Все слышит и все понимает, но живет в каком-то своем, особенном мире. Автор позволяет читателю туда заглянуть: роман поделен на главы с одинаковыми названиями: «Мать» и «Дочь», они чередуются, и мы видим и воспринимаем всё происходящее глазами и мыслями то Антонины, то маленькой Сюзанны. А еще - остро, почти физически ощущаем атмосферу Ленинграда конца 40-х, с очередями за мукой по талонам и запахом жареной картошки на общей кухне… Елене Чижовой прекрасно удалось не только «оживить» собственную «генетическую память» поколений, но и своим романом «Время женщин» - пробудить ее в читателях.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.