Что может роднить крошечную деревеньку Мареевку, затерянную на необъятных просторах средней полосы России, с далёким «изумрудным островом» Ирландией? Ответ на этот вопрос знает писатель Виктор Лихачёв - в сюжете его удивительной приключенческой повести «Возвращение на Мару» тесно переплетается не только география, но и прошлое с настоящим, далёкое с близким, очевидное с необъяснимым…
В современной российской глубинке ревнивый муж Николай Корнилов после двухлетнего отсутствия возвращается к жене и дочери. В Византии одиннадцатого века принимает монашество православный кельт из Ирландии Фергюс Гроган, становится отцом Корнилием, и едет на Русь - нести язычникам-славянам свет Христовой веры. В какой-то точке времени и пространства судьбы и истории всех этих людей пересекаются: Корнилов, этнограф по профессии, получает из Ирландского города Голуэя загадочное письмо с неожиданной просьбой отыскать следы Белого Кельта, как называли монаха Корнилия на его родине. Нити поиска приводят Николая и его тринадцатилетнюю дочку Машу в загадочную деревню Мареевку, где они становятся участниками невероятных и опасных событий.
Для Виктора Лихачёва, признанного мастера глубокой психологической прозы, «Возвращение на Мару», как считают критики, – произведение довольно нетипичное. То ли сказка, то ли притча в современных реалиях. Да и в реалиях ли? Отделить правду от вымысла в книге не так-то просто, очень уж убедительно, натурально и захватывающе она написана. Некоторые называют повесть «анти-Гарри Поттером», что во многом справедливо. Ведь герои Лихачёва, в отличие от юных воспитанников Хогвартса, с чародейством и колдовством не заигрывают, а отважно сражаются, вооружившись самым главным в такого рода борьбе – верой в Бога, которая, как известно, способна двигать горы.
Распутывая невероятную и трагическую историю Белого Кельта – монаха Корнилия, Николай и Маша окажутся в ситуации, щекочущей нервы посильнее, чем голливудский «хоррор». Ночь в заброшенном доме, хозяйка которого, по местной легенде, утопилась в реке; улыбчивая старушка-соседка, оказавшаяся злой колдуньей. Да и сама Мареевка в далёком прошлом, оказывается, называлась Марой – от слова «мор», и была местом, где языческому идолу приносились кровавые жертвы… Читатель узнаёт обо всём этом то от лица Николая, как бы ведущего основную нить повествования, то из дневника Маши, который она пишет как увлекательную хронику событий.
Но главное достоинство книги, несомненно, в том, что она даёт читателю уверенность: каким бы могущественным ни казалось зло, оно обратится в прах перед тем, чьё сердце горит добром, отвагой и упованием на Бога – как это случилось с героями повести Виктора Лихачёва «Возвращение на Мару».
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема