Заядлые книгочеи уверены: когда кажется, что нечего почитать – это значит, пришло время перечитать классику. По данным социологических опросов, большинство из тех, кто хоть раз брал в руки книгу, которую не открывал со школьной скамьи, утверждают, что произведения учебной программы в зрелом возрасте воспринимаются глубже и даже производят более сильное впечатление. В издательстве «Артос-Медиа», кажется, тоже с этим согласны. Вышедший там сборник с простым названием «Повести и рассказы» собрал под одной обложкой лучшие хрестоматийные произведения поистине великих писателей – Пушкина, Гоголя и Достоевского.
Погрузиться в эти тексты – всё равно, что встретить старых друзей, с которыми давно не виделся, и они ничуть не изменились. Разве что слегка повзрослели… Пушкинская «Капитанская дочка», кажется, стала ещё восхитительнее. С каким волнением вновь переживаешь удивительную историю Петра Гринёва, и видишь, как тонко Пушкин прочувствовал судьбы героев, как сумел вложить в них – даже в Пугачёва! - подлинно христианское осмысление милосердия.
Гоголевский «Портрет», и вселившийся в него дух «азиата с живыми глазами» кажется уже совсем не таким пугающим. Потому что теперь-то понимаешь: ведь художник, нарисовавший его, в конце концов, обращается к Богу и пишет уже совсем другое - прекрасную, исполненную святости картину Рождества Христова. А там, где Христос, не может быть ничего нечистого.
Это чувствуют и заключенные каторжники в повести Достоевского «Записки из мёртвого дома». Глава из неё, под названием «Праздник Рождества Христова», вошла в сборник «Повести и рассказы». Величие момента и трепетное, почти что детское ожидание чуда, в мгновение ока преображает мрачную обстановку каторжного барака и озаряет светом очерствевшие, казалось бы, уже погасшие, сердца.
У каждого из трёх классиков свой неповторимый стиль: у Пушкина – изысканная простота повествования; у Гоголя – юмор, проступающий даже сквозь мистический сюжет; у Достоевского – внимание к деталям и мастерство измерять глубину душ человеческих. А все вместе эти «Повести и рассказы» и есть – неповторимая и вечная классика, которую непременно стоит перечитать!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.