Детские воспоминания – одна из самых светлых страниц человеческой памяти. У ребёнка, ещё только начинающего познавать мир, практически всё в нём вызывает удивление, восхищение и трепет. Ведь в этом возрасте запоминаются не столько события, сколько ощущение от жизни, впечатления, эмоции. Мамины подруги кажутся прекрасными принцессами, двор – неизведанной вселенной, магазин игрушек – сказочным царством… И совершенно естественно, что атмосфера Пасхи, Светлого Христова Воскресения, которую и взрослые ощущают всегда по-особенному, чистой душой ребёнка воспринимается невероятно глубоко. Недаром свои детские воспоминания о Пасхе оставили многие известные русские писатели. Некоторые из них вошли в сборник «Пасха в детстве», который выпустило издательство «Никея».
Эти рассказы, очерки и мемуары способны пробудить в душе солнечное весеннее настроение даже в самый хмурый и холодный день. И не только из-за того, что почти все авторы необыкновенно живо рисуют нам и голубое небо, и высохшую от снега землю, и пустившие первые почки деревья. Прежде всего, от таких воспоминаний оживает душа читателя, и как бы замирает в предвкушении чего-то удивительного, великого – совсем как в детстве.
Передаётся читателю трепетное ожидание юного героя из знаменитого цикла Ивана Шмелёва «Лето Господне», в каждой мелочи чувствовавшего приближение долгожданного Праздника Праздников. Вот, в витринах булочных появились куличи и пасхи, до блеска натёрты полы в парадной зале, вот, наконец, ночная торжественная служба в церкви и радостное, светлое «Христос Воскресе!»
«Пасху в детстве» как родной, домашний праздник, воспринимает и писатель Сергей Фудель, вспоминающий в рассказе «Домой к заутрене», как сбежал из паломнической поездки в монастырь домой под Светлое Христово Воскресение, чтобы встретить его в родном храме, с близкими людьми. Антон Павлович Чехов в рассказе «На Страстной неделе» пишет о первой самостоятельной исповеди перед Великим Праздником, и наряду с трепетными воспоминаниями, в свойственной ему писательской манере не может удержаться от доброго и светлого юмора. Рассказ Леонида Андреева «В Сабурове» поражает и пронзительным трагизмом, и способностью автора, словно между строк передать удивительное состояние души человека, сумевшего через боль и горечь несправедливости по-настоящему, искренне простить.
Книга по-хорошему будоражит и освежает память и чувства, и прочитав её, так хочется хотя бы ненадолго отложить дела и вспомнить свою «Пасху в детстве»!
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема