Когда журналистка и писательница Марина Захарчук приехала в село с оптимистичным названием Новенькое, куда после семинарии распределили её мужа – священника Белгородской епархии, - местные жители приняли их тепло. После первой же Литургии к матушке Марине подошли сельские старушки, и добродушно улыбаясь, хором пропели: «Понравились вы нам! Чтоб вам тут и помереть!» Матушка от такого пожелания опешила, но скоро выяснилось, что им с батюшкой просто-напросто искренне пожелали навсегда пустить здесь свои корни. С тех пор прошло много лет. Марина Захарчук с супругом по-прежнему живёт в Новеньком. И пишет об этой жизни в своих небольших лирических рассказах, которые уже успела издать отдельной книгой под названием «На поповских хлебах».
Матушка пишет по-журналистски лаконично, но с какой-то изысканной лёгкостью. В её текстах преобладают мажорные ноты, хотя разговор она ведёт об очень непростом для Церкви периоде – начале восьмидесятых годов, когда верующие, а тем более священнослужители, находились «под колпаком» у государственных органов и были вынуждены вести церковную жизнь под надзором «уполномоченных по делам религии». Марине Захарчук удалось преподнести читателю реалии времени с обезоруживающей простотой и непринужденным юмором. С одной стороны, не давали вздохнуть местная милиция и районное руководство. А с другой – не переставали поражать воображение сельские жители. Одного парня, например, звали… Ёрик. Но вовсе не в честь шекспировского «бедного Йорика», как с восхищением подумала было матушка. О Шекспире здесь вспоминали редко, а просто в Новеньком так произносили букву «ю», и парня этого на самом деле звали повседневно-обычно: Юрик. В своём сборнике «На поповских хлебах» Марина Захарчук рассказывает много таких смешных и добрых историй.
Но настоящие душевные качества людей проявлялись в храме. Марина помогала своему мужу на приходе, и видела много поистине потрясающих человеческих преображений. Одно из них она описала в рассказе «Покаяние». Старая женщина в очереди на исповедь во всеуслышание ругала свою соседку – мол, сглазила та её, и вот теперь сын уехал, и внуков увёз. Соседка эта стояла неподалёку - в той же очереди к исповеди... А после Причастия случилось чудо: народ в храме с изумлением увидел, как старуха подошла к той, которую винила во всех своих бедах, низко ей поклонилась и искренне попросила прощения.
Быть супругой священника – особая миссия. Нелёгкая, ответственная, временами требующая от женщины железной воли и стрессоустойчивости. Но эту удивительную жизнь «На поповских хлебах» Марина Захарчук не променяла бы ни на что другое!
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»