Возможно ли перемещаться во времени? Вряд ли такой вопрос стал занимать человека лишь с момента появления литературного жанра научной фантастики. Скорее всего, люди думали об этом и гораздо раньше. Говорят, что подобным вопросом всерьез задавался великий Леонардо Да Винчи. И даже пытался в своей тайной лаборатории создать… машину времени! Но это, конечно, всего лишь предположение… Фактов – никаких. Вот и гадают до сих пор фантасты, а вместе с ними и мы: есть машина времени, нет машины времени… А вот писатель Евгений Водолазкин – кстати, не фантаст, а специалист по древнерусской литературе, - пошел в этом споре еще дальше, и заявил, что не существует… самого времени. Ну, или, по крайней мере, оно настолько относительно, что при определенных обстоятельствах им вполне можно и пренебречь. Такова одна из главных мыслей его книги под названием «Лавр.
Читатель, открыв книгу, попадает в средневековую Русь, в северное селение возле Кирило-Белозерского монастыря, где живут на отшибе старик Христофор и его внук Арсений. Христофор – травник, он лечит людей лекарственными растениями, и мало-помалу передает серьезную и весьма редкую тогда науку врачевания внуку - так, что вскоре тот становится самым настоящим врачом. Средневековым, конечно - а это значит, что в его распоряжении все-таки не так уж много «профессиональных возможностей». И хотя Арсений может, к примеру, спасти от чумы целые сёла, он оказывается не в силах принять роды у Устины, девушки, которую всем сердцем полюбил, но по глупости и молодости, не поспешил взять замуж. Устина умирает, родив мертвого младенца. Арсений навсегда покидает родной дом с единственным намерением – собственной жизнью искупить вину перед любимой.
С этого момента время в книге Евгения Водолазкина «Лавр» действительно начинает вести себя странным образом. Оно то сжимается, то растягивается - в срок, отпущенный для одной жизни, Арсений успевает прожить как минимум четыре. В одной из них он - врач, в другой - самый настоящий юродивый, в третьей - путешественник, а в четвертой – монах-схимник. При этом столь разные периоды соединены между собой, словно с помощью нелинейного монтажа, и можно даже попытаться переставить местами фрагменты – смысл никуда не исчезнет, хаоса не наступит. И даже когда в репликах героев, соответствующий эпохе церковнославянский язык, вдруг переплетается с современным языком нашей с вами сегодняшней реальности, это не режет слух и взгляд. А лишь еще раз напоминает, что время – действительно, понятие относительное. И что всё, о чем рассказал Евгений Водолазкин в своей книге «Лавр», вполне может происходить где-то совсем рядом с нами.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.