
Я хочу рассказать вам об одной прихожанке нашего храма. Слова «прихожанка» для неё недостаточно. Но никто никогда не мог обозначить, чем она занимается, одним словом. Говорили примерно так: «Чтец, флорист, директор воскресной школы... в общем, Лидия Иосифовна». Так у нас в храме образовалась должность «Лидия Иосифовна». Вот, что в эту должность входило.
У нас была просфорная, где пекли хлебы для службы. Перед праздниками женщины там готовили цветы для икон. В дни воскресной школы там обедали дети. Репетировал хор. Заседала молодёжная группа. Отмечали дни рождения. Играли в игры. Всем этим заведовала Лидия Иосифовна. И всегда у нее там был чай с угощениями. Кто-нибудь привозил мёд, или был домашний пирог, или просто Лидия Иосифовна говорила: «Яичницу будешь? Только обязательно на масле!»
Всегда были идеи, чем там заняться, и, если ты хотел зайти на минуту, уходил через двадцать. «Ну, ладно иди, раз ты торопишься...» — говорила Лидия Иосифовна.
Помимо всего этого было главное — Лидия Иосифовна была чтецом. Каждый день она бывала на службе. Потом, когда с возрастом стала уставать, просила иногда её подменять. Мы приходили на службу почитать, а Лидия Иосифовна уже там.
— Как же, вы же хотели отдохнуть!..
— Сегодня Спиридон Тримифундский... — оправдывалась она.
Она шла на службу, как на свидание с её любимыми святыми. Не знаю, чего было больше — того, как хорошо Лидия Иосифовна знала службы, или того, как она их любила. Она помнила тексты до деталей. На Страстной неделе, на чтении двенадцати Евангелий, есть молитва, в которой Христос обращается к распинающим Его. «Люди, что Я вам сделал? Слепцов ваших исцелил, прокаженных очистил, мертвых воскресил. И что вы Мне воздаёте за это?» Лидия Иосифовна предупреждала нас: «Здесь мне трудно будет читать, могу начать плакать. Подстрахуйте меня, если что».
В Прощеное воскресенье она приходила в белом платке. Ей говорили: «Пост же, надо чёрное!» А она только улыбалась. Но продолжала ходить в белом. И после всех покаянных песнопений обязательно просила спеть стихиру Пасхи. «Что вы начинаете все унывать? Надо напомнить, ради чего всё это! Надо напомнить о радости!»
И всегда пели. Пели и плакали от радости — по крайней мере, мы с ней плакали.
Лидии Иосифовны не стало в 2020-м. Был декабрь, холодно было, пусто и тяжело. Она бы, конечно, не хотела, чтобы все унывали. Но всё равно было тяжело. На поминках все старались сохранить её дух, светлый, лёгкий, живой. Я чувствовала, что у меня не получается. Тогда я предложила спеть вместе стихиру Пасхи. Её любимую стихиру Пасхи. Напомнить себе, ради чего всё это. Напомнить о радости. «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его... радостию друг друга обнимем... Пасха таинственная».
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов