
Севак Мирабян
Представьте себе такую картину: Африка, саванна, солнце склоняется к закату, лев бежит за антилопой. В какой-то момент антилопа останавливается, поворачивается ко льву и говорит:
— Лев, постой, прежде чем ты меня съешь, давай полюбуемся на этот чудесный закат. О, как же хороша саванна вечером! А посмотри вон на тот баобаб, что утопает в огне солнечных объятий. Подумать только: зачем нам есть друг друга, когда вокруг такая красота?...
Ели бы я был львом, то челюсть у меня точно бы отвисла. Возможно ли такое? Да, если речь идет о мультфильме типа Мадагаскар. Реальность же такова: к примеру, когда молодой лев побеждает пожилого самца и в лучшем случае бывшему вожаку прайда удается спастись бегством, то его потомству везет меньше всех. Новоиспеченный вожак убивает львят, и создает свою новую семью.
Вы когда-нибудь слышали в СМИ, чтобы, к примеру, правительство Зимбабве, Танзании или Кении возбудило уголовное дело против молодого льва за то, что он сделал? Звучит глупо, правда?
Лев поступает по своей львиной природе, строго подчиняясь инстинктам. Однако, если я решу, к примеру, поступить так же, ссылаясь на закон природы, что выживает сильнейший, то против меня непременно воздбудят уголовное дело в любой стране мира. То, что позволительно льву оказывается катастрофой для человека. Почему же так?
Священное Писание дает на это четкий ответ: человек создан по образу Божиему. Одним из главных проявлений этого образа является нравственное чувство, которое так восхищало знаменитого философа Эммануила Канта.
Согласно христианскому вероучению образ Божий в человеке есть не что иное, как способность любить, творить красоту и наслаждаться ею. Это — дар свободы, общения, самосознания. И этот образ был поврежден после грехопадения Адама и Евы. Иначе говоря: низшие силы в человеке взошли из грязи в князи. Весь драматизм в том и заключается, что нам, их потомкам, приходится теперь напрягаться, чтобы животное начало не переходило грани. Есть известная фраза советского философа Мераба Мамардашвили: «человек есть усилие быть человеком».
Именно поэтому, как я думаю, антилопа не скажет льву, давай полюбуемся красотой, зачем тебе убивать меня? Но человек может и призван так говорить, и так поступать, потому, что в нем есть образ Творца...
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











